Недвижимость
в Москве выбрать регион

Глядя из Сибири: как выжить в кризис?

Глядя из Сибири: как выжить в кризис?Исследователи из Новосибирска прогнозируют очередную волну кризиса на рынке недвижимости и полагают, что кризисные явления продлятся около года.

Едва участники рынков недвижимости перевели дух после нескольких трудных лет, как некоторые исследователи уже предсказывают новые кризисные волны. Аналитик Сергей Дьячков из Новосибирска прогнозирует серьезный спад на рынках инвестиционных товаров и товаров длительного пользования (строительные товары, автомобили, бытовая техника; также к ним относятся и квартиры), который продлится до середины 2014 года.

Зато дальше, по его словам, возможен подъем с «разгоном» и пиком в 2015-2016 годах. Он ознаменуется увеличением объемов ввода жилья, а также – на этом фоне – повышением потребительской активности на рынках инвестиционных товаров и товаров длительного пользования.

Впрочем, сказанное не означает, что суровые годы уходят навсегда. Отскоки вниз и застои, как утверждает аналитик, возможны в 2017, 2021, 2025 и 2029 годах. Мировая экономика, равно как и ее составная часть – отечественная, имеет циклическую природу.

Новосибирские исследователи еще в благополучном 2006 году, консультируя инвесторов и владельцев торговых и офисных площадей, начали предупреждать о грядущем спаде. Но тогда им никто не верил. Почему? С этого вопроса мы, собственно, и начали беседу с Сергеем Дьячковым, управляющим партнером DSO Сonsulting (Новосибирск).

– Люди не любят плохих новостей. Это касается и профессиональных инвесторов, и обывателей. Но инвестором, как правило, по преимуществу движет «капиталистическая жадность», а вовсе не здравый смысл. Для простых людей кризисы так и вовсе всегда наступают неожиданно. Обыватель (причем не только в нашей стране) стабильность очень любит: он прячет голову в песок до тех пор, пока проблемы не становятся очевидными.

Вот, к примеру, в наши дни приходят тревожные вести с автомобильного рынка: он рушится на глазах, продажи машин падают – а ведь правда, это мало кому интересно? Так получилось, что весной 2006 года мы увидели, что масштабный мировой кризис начнется в 2007-м. Оказалось, были правы.

– Почему же тогда другие участники рынка долго не хотели его замечать? Маркетологи и аналитики опасались за свои гонорары и не желали портить настроение заказчикам?

– Вы сами частично ответили на свой вопрос. У нас такой проблемы никогда не было. Мы всегда были честны по отношению к заказчикам. В самом деле, если инвестор не хочет, чтобы его «консультировали» кредиторы, он должен идти к честным и квалифицированным консультантам, которые понимают циклическую природу экономических процессов, а не просто, как говорят в Новосибирске, «прикладывают линейку к графику».

Нам с этим несколько проще – мы в Сибири живем… Кстати, вы никогда не задумывались над тем, почему Уоррен Баффетт живет в Небраске?

– Об экономических циклах сегодня многие уже говорят так: жизнь заставила. Как получилось, что экономические теории получили подтверждение практикой?

– В 2006 году DSO Consulting провела масштабное исследование рынков недвижимости целого ряда развитых стран и российских регионов. Основной вывод по тем временам оказался для большинства из тех, с кем мы позже его обсудили, шокирующим. Налицо были признаки того, что примерно через год рынки недвижимости разных регионов мира вступят в разрушительный кризис.

Несколько позже Александр Астахов (ныне исполнительный директор Rolband&Partners) открыл трех-четырехлетнюю («китчиновскую» – см. ниже) цикличность на рынках жилья. Как вы думаете, многие в «столицах» поверили людям из Новосибирска?

– Расскажите, пожалуйста, об этом вкратце, в нескольких словах

– Вкратце – не получится, это не на одну лекцию. Но впервые циклический характер экономических процессов заметил в середине XIX века доктор Клемент Жугляр, выделив десятилетние циклы. Жугляровскую цикличность, в частности, подтверждает в «Капитале» Маркс. В 20-х годах ХХ века американец Джозеф Китчин выявил примерно 40-месячную финансовую («короткую») цикличность экономики.

В те же годы русский ученый Николай Кондратьев предположил наличие в экономике «длинных волн» с подъемами и спадами. Каждая новая «кондратьевская волна» (продолжительностью примерно в 40 лет) ознаменовывалась сменой технологических укладов в экономике: в XVIII веке – промышленная революция, в XIX – транспортная и технологическая, в начале XX – в экономику пришли автомобиль и электричество. Последнее было при жизни ученого.

В настоящее время, по всей видимости, мы имеем дело с «излетом» пятого – «IT-шного» – уклада. Вот и получается, что кризис 2007-2010 годов – это и окончание очередного жугляровского цикла, и низшая точка очередной кондратьевской волны, из которой мы должны выйти с новым технологическим укладом. Ко всему прочему в 2008 году был финансовый, «китчиновский», пик. Когда был следующий, как вы думаете? Правильно, в 2011-2012 годах…

Аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник в своих интервью говорит о десятилетних циклах с кризисами в 1998 и 2008 годах и на основании этого предлагает начинать «стелить соломку» в 2017-м…

– Я не видел статей господина Стерника с предсказаниями кризиса 2008-2009 годов. Зато после двадцати лет наблюдений он смог увидеть, как влияют на рынок жугляровские циклы. Но на наш взгляд, для прогнозирования ситуации этого недостаточно. Все дело в том, что на экономику влияют и длинные, и короткие циклы, они взаимодействуют между собой.

– Вы применяете свои разработки в практике вашего региона. Может ли Новосибирск в этом отношении быть зеркалом для других, и не кривое ли это зеркало? Как специфические особенности регионов сказываются на кризисах и послекризисных периодах?

– Наши разработки применяют клиенты по всей России. Это не только недвижимость и не только Новосибирск. Что касается рынка недвижимости, за последние годы мы исследовали различные его сегменты и смежные рынки практически всех регионов страны. К нам идут из разных отраслей. Сейчас на сдаче, например, – заказ крупного российского производителя оптических систем. Зимой мы работали в Ленинградской области над привлечением инвестирования в промышленный объект. Тенденции везде похожи.

«Искривлять зеркало», по большому счету, может только государственное инвестирование мегаобъектов. После такого избыточного инвестирования часто наступает глубокий спад, когда объемы потребления жилья и строительных материалов уменьшаются, а производственные мощности к тому времени уже сильно выросли и требуют загрузки. Происходит именно так, как описано у Маркса: неизбежным следствием расширения массового производства становится глубокий кризис.

Примеры таких проблем уже можно наблюдать во Владивостоке и олимпийском Сочи. На подходе – Казань. Между тем разумная стратегия государственного инвестирования должна заключаться в постепенном, аккуратном и поочередном инвестировании региональных проектов «по кругу», без резких рывков. Здесь, как говорится, широко шагаешь – штаны порвешь.

– Как себя вести в кризисные периоды? Нужно ли их бояться, если они – неизбежность? Да и, в конечном итоге, есть ли у кризисов положительные, оздоравливающие моменты?
– Ну как же без них? Кризисы лечат мозги, и, к слову, не только у нас. Например, в 1975 году в США автоконцерны перевели дух после спада 1974 года, продолжили производство прожорливых «акул с плавниками» и, что называется, достукались (почитайте того же Ли Якокку): вначале потребитель, вроде как, ожил, но второй энергетический кризис 1979 года напрочь убил спрос на огромные машины. Звездный час японского автопрома, предложившего потребителям малолитражки, случился именно на фоне двух энергетических кризисов и потребности в энергосберегающих технологиях.

Не кажется ли вам, что история повторяется? Ведь «короткий» финансовый цикл явно вступил в понижательную фазу, а новый – шестой – технологический уклад пока что не наступил. Время не приемлет показного оптимизма, оно требует предельного рационализма, прагматизма и стратегического мышления.

– Какие типы и классы жилья и на каких этапах будут самыми востребованными? В какие проекты вы сегодня не рекомендуете вписываться инвесторам?

– Так ведь ясно же: в годы спадов производить как можно более демократичные товары, в годы подъемов – более дорогие и потому более прибыльные. В соответствии с этим пониманием необходимо планировать и объемы производства, и инвестиции как минимум на несколько лет вперед. Но для такого планирования, конечно же, надо разбираться в колебаниях конъюнктуры – то есть во взаимодействиях экономических циклов.

– Каковы ваши сегодняшние рецепты для инвесторов и покупателей. На что им рассчитывать, а чего ждать не следует?

– Кризисов бояться не надо, они случаются вне зависимости от нашего желания. Но к ним нужно готовиться. Все наши клиенты сегодня верят нам и, думаю, готовы к трудным временам. Стратегия входа в кризис, в сущности, одна-единственная – кэш. Без долгов, без должников, с пачкой валютных активов. У кого будут свои деньги – тот и будет сильнее во время кризиса.

Фото: А. Астахов

22.05.2013 15:55

Автор: Филипп Урбан

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое