Недвижимость
в Москве выбрать регион

«Народный гараж» хочет подешеветь

«Народный гараж» в очередной раз забуксовал. Программа, которую столичные власти вот уже пятый год пытаются воплотить в жизнь, все никак не может сдвинуться с мертвой точки. На этот раз камнем преткновения стала заявленная стоимость гаража – 350 тыс. рублей.

Как заявил на днях руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, «народный гараж» в столице может подешеветь. Он признал, что в Европе аналогичное место в каркасном сооружении стоит примерно в два раза дешевле – в пределах 4-5 тысяч евро (московские власти декларировали 350 тыс. рублей). И что теперь городские власти будут активнее использовать западный опыт и «искать конструктивные решения». По словам Росляка, «народные гаражи» должны быть легкие, простые и не материалоемкие.
Городская программа «Народный гараж» стартовала в 2004 году: в кратчайшее время планировалось построить порядка 400 гаражей по 200-300 машиномест. Реально же построили только четыре. Причин тому много, и это не только высокие цены строительства. Не в последнюю очередь это неудобный землеотвод. Несмотря на обещания мэра строить паркинги в зоне шаговой доступности (400 метров от подъезда), реальные площадки находились на пустырях вдали от магистралей. Первые проекты, реализованные по этой программе, появились в Бутово, где до сих пор достаточно бросовых и незастроенных территорий. А в городской черте строительство не пошло. Даже несмотря на то, что специально под программу была организована кампания по сносу гаражей-«ракушек».
Против строек выступили как автовладельцы, так и «безлошадные» жильцы, потому что зачастую «народные гаражи» планировалось возводить во дворах, часто на месте спортивных и детских площадок. Так что первый этап программы тихо сошел на нет в конце 2006 – начале 2007 годов. Интересно, что факты попыток отдать под строительство «народных гаражей» детские площадки, вскрылись на заседании правительства Москвы в начале 2008 года, когда ответственный за гаражное строительство, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский вынужден был признать, что из-за этого из адресного списка было удалено 20 «точек».
Провал «гаражной программы» стоил Королевскому места. Более того: в настоящее время против экс-куратора «Народного гаража» следственным комитетом при Прокуратуре РФ возбуждено уголовное дело по подозрению в хищении 130 млн рублей, выделенных на эту программу. Вторым фигурантом в деле выступает другой бывший замруководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Александр Левченко, так же курировавший ту программу. Сегодня Левченко возглавляет Департамент мостового и дорожного строительства.
Еще одна попытка
Очередной старт программы «Народный гараж» пришелся на май уходящего года. При этом городские власти представили дело так, что все, что происходило в городе за последние пять лет, «не считается». Чтобы действовать наверняка, на этот раз курировать программу поставили главу стройкомплекса города Владимира Ресина, известного своими жесткими решениями. Зная об этом качестве своего первого заместителя, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что до конца года в рамках программы будет построено «народных гаражей» на десятки тысяч мест.
Вроде бы власти учли прежние ошибки: были разработаны типовые проекты «народного гаража», префектурам в приказном порядке велено отыскать площадки под строительство. Весной заложено 25 гаражей, первые сданы уже летом. И снова фиаско. Почему? На этот раз причинами стали сроки строительства и стоимость машиноместа.
Оказалось, 350 тыс. (около 9 тыс. евро) за машиноместо – это дорого. На данный факт независимые аналитики рынка недвижимости указывали еще летом – сразу после того, как новая цена была объявлена во всеуслышание. Эксперты упирали на то, что открытое место на стоянке стоит в пять раз дешевле, а обычный сварной гараж – и такие еще сохранились – примерно в два раза дешевле. При этом последний по своим потребительским свойствам предпочтительнее: он запирается и имеет три стены. В то время как «народный гараж» дает возможность только поставить машину, не защищая ее от ветра и осадков, не говоря уже о том, что запчасти и сменную «резину» в нем не оставишь: «администрация ответственности не несет». К тому же с 2004 года сама стоимость машиноместа увеличилась в шесть раз: сперва заявлялось, что оно будет стоить 60 тыс. рублей, в 2006 году Королевский обещал, что это будет 150-170 тыс. И вот – 350.
Кстати, за несколько дней до выступления Росляка тему «народного гаража» прокомментировал президент компании «ХИРШ-Россия» Феликс Альберт. По словам риэлтора, московским властям, несмотря на заявленные объемы строительства, удается продавать от силы 5-10% машиномест. Он же назвал и реальную цену машиноместа – 100-120 тыс. рублей. По мнению Альберта, москвичи деньги считать умеют. А 300 тыс. рублей – это цена хорошего гаража с бетонным полом в хорошем районе Москвы.
И, видимо, в словах риэлтора есть здравое зерно, раз почти сразу же и представители правительства города заявили о возможном снижении цен.
Непрофильная составляющая
Немаловажным фактором, влияющим на себестоимость любого объекта, возводимого на московской земле, является «непрофильная составляющая». Это оплата бюрократических проволочек, «откаты» и темпы строительства.
В условиях Москвы возведение «народного гаража» - процесс долгий, парализующий жизнь района на срок от четырех месяцев до полугода. Вместе с тем бригада немецких рабочих из шести человек типовой гараж на 200 машиномест возводит месяц. И это было продемонстрировано городским чиновникам. Почему бы не использовать не только эту практику, но и эту рабочую силу? Ведь при стоимости в 4 тыс. евро за машиноместо московские автовладельцы получили бы и знаменитое немецкое качество. Тем более что тендеры по городским программам никто не отменял…
В настоящее время в городе возводится 162 «народных гаража». Это примерно 35 тыс. машиномест. Для того чтобы на них нашлись покупатели, правительство столицы готовит ипотечные программы покупки гаражей и готовы даже пойти на сдачу их в аренду.

17.12.2009 15:10 | Источник БН.ру

Автор: Николай Севрюгов

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое