Свято место до сих пор пусто
Правительство Москвы признало программу «Народный гараж» провалившейся: за четыре года построен только один паркинг из 400 запланированных. В конце января, выступая на заседании правительства, мэр Москвы Юрий Лужков с треском разгромил программу столичного гаражного строительства, а заодно и того, кто ее подготовил и представил - первого заместителя руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константина Королевского.
Больше мест, хороших и разных
На заре 1990-х годов прошлого века родилось такое изобретение, как «пенал» - дальнейшая эволюция «ракушки». Стоило тогда это удовольствие в среднем $1,5 тыс. и было по карману большинству автомобилистов. Московские дворы утыкали целые ряды «пеналов», и на окраинах наступило затишье: число угонов упало в разы. Однако идиллия продолжалась всего несколько лет: на волне терактов осени 1999-го зазвучали призывы сносить «ракушки» и «пеналы». Мол, неизвестно что там граждане хранят, да и вообще «пеналы» портят внешний вид дворов.
При этом как-то забывалось, что, собственно, альтернативы-то никакой не предлагается: из-за дефицита московской земли под строительство новые гаражно-строительные кооперативы уже давно не регистрируются.
В 2001 году родилась первая программа гаражного строительства, которая дополнялась каждые три года. Хорошим показателем считался ввод 70-100 тысяч машиномест в год. Но такими темпами за 10 лет удовлетворили бы потребности только 30% автомобилистов, ведь столичный автопарк составляет более 3 млн. единиц частных транспортных средств.
И тем не менее в 2003 году программа под кодовым названием «очистим Москву от «ракушек» (именно так, с маленькой буквы) стартовала. Начались показательные сносы, автомобилистов били бойцы ОМОН. В частных беседах «сносители» признавались, что они сами ничего поделать не могут. Из префектур в районы спускалась разнарядка – сколько «пеналов» снести. Потом районы докладывали в округа, а те – в правительство.
Операция «перехват»
Примерно к тем же временам относится и строительство первой перехватывающей парковки на площади Крестьянской заставы. Задумка была такова: водители, въезжающие в Москву по Волгоградскому проспекту, могут оставить тут свое авто (за 10 рублей в час) и далее отправиться в центр на метро.
Полагаю, что для городских властей было настоящим потрясением то, что стоянка оказалась полупустой. Главный архитектор города Александр Кузьмин сегодня так объясняет причину этого: «Нельзя считать перехватывающими стоянки в пределе Третьего транспортного кольца. Если водитель сделал усилие и добрался на своем авто до центра, то уж пять минут дополнительных усилий, чтобы добраться до офисной парковки, он как-нибудь сделает. Перехват должен давать выгоду во времени».
Поразительный вывод! Неужели было так трудно сделать его сразу? Ведь ныне большинство водителей, едущих в Москву из дальнего Подмосковья и сопредельных регионов, давно уже ставят свои авто на огромных парковках возле гипермаркетов, а дальше добираются до метро на бесплатном автобусе. Почему власти города не поняли этого раньше? Ответ на вопрос последует чуть ниже. Пока – предложение. Перехватывающая парковка должна быть или просто бесплатной, или же с минимальной фиксированной стоимостью (максимум 100 рублей за день, например, за период с 8 утра до 20.00), ее должен связывать с метро скоростной транспорт, причем бесплатный.
В конце концов, если от пробок в центре города страдают госчиновники – пусть проблему оплаты хотя бы частично берет на себя город.
Выгодно вложить
К середине 1990-х годов, когда автопарк в городе начал стремительно расти, начали появляться и первые многоэтажные паркинги. Роскошные сооружения строились массово, но… они пустуют до сих пор. В лучшем случае внутри разместились автосервисы или автосалоны. И это тоже неудивительно. Какой смысл ставить машину в гараж, от которого надо до дома добираться на автобусе с пересадкой? Пример – паркинг, построенный на пересечении Аминьевского шоссе и Мичуринского проспекта: от жилой застройки его отделял глубокий овраг с речкой… Сегодня в этом гараже – автосалон.
Власти города скорректировали запрос: теперь в документе зазвучало слово «шаговая доступность» - т. е. путь до гаража должен занимать 15-20 минут пешком.
Девелоперы начали выполнять и это требование. И снова – провал. Почему? А никто не обратил внимание на цену такого машиноместа. В первых паркингах она составляла $10-15 тыс.: в три раза дороже «Жигулей». Время шло, и цена росла просто астрономически: сегодня машиноместо в паркинге в элитном районе может стоить до 200 тыс. евро – дороже, чем квартира.
Кто виноват? И – что делать?
Лишь относительно недавно правительство решило обязать строителей учитывать наличие парковочных мест под новостройками, однако не все компании идут на это. На фоне взрывного дорожания квартир подземные машиноместа вели к дополнительным расходам покупателей жилья. Так что до сих пор гараж под домом – скорее исключение, чем правило.
Вот от того-то и родилась программа «Народный гараж». Как-то подразумевалось, что автовладельцы будут строить паркинг сами, вскладчину. На заседаниях правительства заявлялось, что за первый же год будут построены 40 народных гаражей, за второй – 200, ну и так далее.
Реально же с 2004 года в Москве был построен один – подчеркиваю – народный гараж. И еще три должны быть возведены в нынешнем.
«У вас в программе все получается красиво, нежно и мягко, но москвичи не поймут такую власть, которая 12-15 лет решает проблему с гаражами!» – кинул Юрий Лужков реплику в сторону Королевского на заседании правительства. После того, как первый зам руководителя департамента среди факторов, не позволяющих возводить такие гаражи согласно плану, назвал то, что, мол, выбранные «земельные участки обременены недвижимостью и инженерными коммуникациями». А также то, что «жители, не имеющие машин, категорически протестуют против любого строительства». Правда, Королевский забыл уточнить, почему жители против – да потому, что участки под строительство почему-то выбираются на месте… детских площадок!
«По этой причине из программы исключено более 20 адресов», сообщил Королевский, предложив усовершенствовать идею: использовать под строительство многоэтажных «народных гаражей» места, которые сейчас заняты плоскостными гаражами. Он заверил, что быстро возводить их позволяют типовые модульные быстровозводимые конструкции. А место в «народном гараже» будет стоить не больше 170 тыс. рублей. И что к 2010 году гаражи появятся более чем у половины столичных автовладельцев! То есть к нынешним 47% прибавится еще…9%.
Такое вот «горе от ума»… А ведь сам-то народ мудр. Недаром говорят: хочешь сделать удобную людям дорогу, проложи ее там, где они протоптали тропку. Но не всегда этому правилу следуют власти.
Еще два года назад Лужков поручил главарху Кузьмину разработать типовой проект дешевого гаража. При тех мощностях, что имеет Москомархитектура – сумевшая за год разработать проект Третьего кольца – «делов» на пару дней. Но ничего приемлемого предложить не смогли.
Народный гараж – это около 200 машиномест. Себестоимость строительства одного машиноместа, по подсчетам Королевского – $7 тыс. То есть весь гараж обойдется в $1,5 млн – как жилой дом типовой серии! «Не верю», как сказал классик.
А ведь родилась же в чьей-то умной голове идея возродить в Москве строительство доходных домов. Так почему бы не строить и гаражи – те же самые, народные, потоковыми сериями! – за счет бюджета? И места в них не продавать, а сдавать в аренду. В зависимости от расположения машиноместа – за 2-5 тыс. рублей в месяц. И проблема с захламляющими дворы авто будет решена за пару лет. Только не надо путать решение проблемы с желанием заработать.
31.01.2008 17:30 | Источник БН.ру
Автор: Николай Севрюгов
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
Смольный выкупит у застройщика помещения под социальный объект