Пять миллионов «квадратов» для двух миллионов машин
Правительство Москвы вновь вернулось к программе «Народный гараж». За почти 15 лет существования бюджетной программы гаражного строительства удалось построить лишь чуть более одного миллиона машиномест. И это при том, что только транспорта с московской «пропиской» - т.е. регистрацией» - в мегаполисе более трех миллионов единиц.
Еще примерно каждый десятый автомобиль в городе зарегистрирован в другом регионе, хотя его хозяин временно или постоянно проживает в Москве. Пять лет назад власти города придумали, как обустроить парковками город. И выпустили постановление о программе «Народный гараж»: пусть автовладельцы сами скидываются и сами строят многоуровневые парковки на пустующих площадях. Планировалось, что только за год таким образом будут строить до 40 тысяч машиномест. Реалии оказались не столь оптимистичны. За все время существования «Народного гаража» построили 440 машиномест, а в январе прошлого года программу едва не закрыли вообще.
И вот пришел Ресин
Год назад мэр Москвы Юрий Лужков признал работу первого заместителя руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константина Королевского, отвечающего за гаражное строительство, неудовлетворительной, а гаражные программы – проваленными. Впрочем, в провале один лишь Королевский не виноват. Просто программа «Народный гараж» получилась скороспелой, а потому не продуманной до конца. Автовладельцам предлагались под строительство пустыри, находящиеся слишком далеко от их домов. Либо же сами автовладельцы намеревались строить парковочные места во дворах – т.е. на месте детских площадок. Итог: планировали построить 400 паркингов, построили один. А тут еще и кризис грянул.
Но, тем не менее, Юрий Лужков решил не сдаваться: в противном случае проблему придется решать городу за собственные средства. И весной в столице стартовало строительство сразу 25 народных гаражей, первый из которых будет сдан в июне. Причем город взял на себя работу по разработке, согласованию и утверждению типового проекта народного гаража – все же экономия, если учесть, что стоит паркинг на 200 мест в среднем от $2 млн.
Город поручил префектурам подыскать не менее 10 площадок в каждом округе. Да и руководство у программы новое: курировать ее теперь будет первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин. Он же, по совместительству, глава стройкомплекса столицы.
Не продать
В первом квартале 2009 года город уже выставлял на открытые аукционы построенные за счет бюджета паркинги общей вместимостью 1315 машиномест. Продать удалось только 147. Причина – слишком высокие цены. Так, стартовая стоимость машиноместа в Восточном округе составила 823,5 тыс. рублей, в Западном - 800 тыс. рублей, в Северном - 1,3 млн рублей, в Северо-Западном - 748 тыс. рублей, в Центральном - 821 тыс. рублей, в Юго-Восточном - 645 тыс. рублей, а в Юго-Западном - 1,7 млн рублей.
Если же говорить о возобновлении программы «Народный гараж», то только в этом году, по словам Лужкова, в рамках этой программы будет построено 5 млн. кв. метров паркингов. Если считать по 12 «квадратов» на автомобиль, речь идет о 400 тысячах машиномест. Это примерно столько, сколько строили за пять лет в рамках городской бюджетной гаражной программы. Как заявляет мэр, цена мест в таких паркингах будет бюджетной – $10-12 тысяч.
«БН.ру» предлагал в качестве стимулирования спроса не продавать машиноместа, а сдавать их в аренду. И, похоже, в московском правительстве пришли к тому же мнению. Во всяком случае, руководителю имущественно-земельного комплекса города Москвы Владимиру Силкину поручено разработать порядок соответствующей процедуры.
Что почем
По оценке аналитиков компании «МИЭЛЬ-Новостройки», средняя рублевая стоимость квадратного метра парковочного места в Москве с сентября 2008 года снизилась примерно на 15%. По сравнению с изменением общего уровня цен на городскую недвижимость, такое падение можно считать несущественным. Так, среднее снижение общей стоимости квадратного метра московской недвижимости с начала кризиса составило порядка 30-40%.
На сегодняшний день в Москве количество автомобилей 2 раза превышает число парковочных мест. Более того, обеспеченность парковками оценивается лишь примерно в 40%, в то время как согласно генеральному плану развития Москвы, этот показатель должен составлять около 70%. Нехватка парковок порождает высокий спрос на машиноместа и в результате не дает снижаться стоимости квадратного метра. Наибольшее снижение произошло лишь в тех районах города Москвы, где число машиномест на долю автовладельцев было максимально.
В среднем цена подземного парковочного места в объектах бизнес-класса составляет 1,5-3 млн руб. В элитных комплексах стоимость подземного машиноместа может достигать 8 млн руб., при том, что минимальная стоимость предложения в данном сегменте составляет порядка 2,5 млн. руб. Что касается объектов Подмосковья, то здесь стоимость подземного парковочного места оценивается в 500-850 тыс. руб. Цена машиноместа наземных паркингов составляет порядка 380 - 1500 тыс. руб.
По данным аналитического центра компании «МИЭЛЬ-Новостройки», самым обеспеченным современными паркингами округом является ЮЗАО – отсюда и высокие цены. Это связано с активным развитием района и его массовой застройкой комплексными проектами, предусматривающими, в том числе, и возведение стоянок автотранспорта. Чуть менее обеспеченными парковочными местами являются ЗАО и СЗАО. ЦАО замыкает рейтинг округов по обеспеченности машиноместами. Здесь сконцентрирована вся деловая жизнь столицы, имеется огромное число торговых центров и т.п. Более того, при реализации новых проектов, которые бы теоретически могли бы иметь просторные подземные парковки, существуют ограничения, связанные как с исторической, геологической составляющими центра Москвы, так и со значительными затратами.
Как отметила Оксана Каарма, управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Новостройки», «несмотря на проблемы финансового сектора, мы надеемся, что ситуация с парковочными местами значительно улучшится в ближайшее время, ведь в соответствии с генпланом планируется строительство более 1,7 млн машиномест в Москве».
Осталось лишь подождать реализации Генплана. Напомним: он рассчитан до 2025 года.
26.05.2009 17:00 | Источник БН.ру
Автор: Николай Севрюгов
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
Смольный выкупит у застройщика помещения под социальный объект