Недвижимость
в Москве выбрать регион

Регистрация права собственности: сроком в сорок сороков

Регистрация права собственности: сроком в сорок сороковНередко покупателю объекта недвижимости крайне важно провести сделку быстро. Для оперативности лучше всего оформлять договор у нотариуса, а не в свободной письменной форме. Хотя и в этом случае регистрация права собственности может запоздать.

Итак, договор купли-продажи подписан. Деньги заложены в банковскую ячейку либо перечислены на аккредитив в банке. Казалось бы, квартира уже ваша. Остается всего лишь получить свидетельство о праве собственности. Вот здесь-то порой и кроются сюрпризы.

Непростая письменная форма
В последнее время почти все покупатели жилья на вторичном рынке предпочитают оформлять договор купли-продажи в простой письменной форме – потому что это дешевле. Сравним. Стоимость составления договора у нотариуса (без заверения и помещения в архив Нотариальной палаты) в среднем составляет 5 тыс. руб. Аналогичную помощь в составлении договора оказывают юристы, риэлторы, специалисты расчетных центров. Цены приблизительно те же.

Многие граждане экономят и на этом – пользуются шаблонами, найденными в сети интернет. Но отсутствие опыта работы на рынке недвижимости может стать причиной того, что регистратор вообще не выдаст свидетельство о собственности – достаточно малейшей ошибки или помарки. Документы вернут, и придется проходить весь путь заново. У кого-то получается, кто-то смиряется с потерей своих пяти тысяч рублей и все-таки идет к специалистам.

С начала февраля Нотариальное заверение договора купли-продажи, как рассказал БН президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко, уже обходится покупателю в 1% от стоимости сделки, если цена вопроса ниже 1 млн руб. Если же стоимость покупки от 1 млн до 10 млн руб. (а это практически все сделки) – то 10 тыс. руб. плюс 0,75% от суммы, превышающей 1 млн. Ведь меньше миллиона сегодня стоит разве что самая маленькая комната в коммунальной квартире. Кроме того, в случае сделки стоимостью менее 1 млн руб. нотариус дополнительно потребует 3 тыс. руб. «за услуги правового и технического характера» (ПТХ) – это та же услуга по составлению договора, о которой выше уже говорилось. Таким образом, при покупке, например, «однушки» за три миллиона рублей придется отдать нотариусу 25 тысяч.

Имея возможность сэкономить, участники сделки, разумеется, чаще всего выбирают договор в простой письменной форме.

Но вот в чем неудобство такого пути. По закону срок оформления документов для нотариальных договоров с момента подачи в Росреестр составляет всего пять дней (такой же срок предусмотрен для договоров долевого участия), тогда как для свободной письменной формы – 18 календарных дней с момента подачи на регистрацию. И, как показывает практика, регистрационная служба редко справляется со своими обязанностями, а в последние два-три месяца почти не справляется совсем.

Оперативность оформления документов, регистрации права собственности нередко бывает чрезвычайно важна для покупателя жилой недвижимости. Ведь, как правило, человек продает квартиру, чтобы улучшить свои жилищные условия – он получает деньги с продажи и покупает другое жилье. И ему необходимо как можно быстрее начать пользоваться своим имуществом. Но подписанный сторонами договор купли-продажи такого права еще не дает. Договор еще должен пройти регистрацию. И чем дольше документы лежат на рассмотрении в Росреестре, тем большие потери несет покупатель.

Например, он продал жилье в другом городе, нанял грузовик, заполнил его своими пожитками и отправил в Петербург. Если к приходу машины он не получит акт приема-передачи квартиры, а вместе с ним ключи, то заносить мебель будет некуда. Бывали случаи, когда перевозчики попросту выгружали вещи во дворе и уезжали. При этом несчастному покупателю приходилось срочно вызывать новую машину, искать фирму, оказывающую услугу ответственного хранения, и оплачивать ее в течение всего времени, пока его документы ждут рассмотрения.

Долгий срок оформления документов создает немало проблем участникам цепочек, когда одновременно необходимо провести не одну, а две и более сделок. При этом кто-то оформляет нотариальную сделку, кто-то приобретает жилье по ипотеке (по закону срок оформления тоже пять дней), кто-то – по договору, составленному в простой письменной форме. В итоге в одном из звеньев может произойти сбой, и выстроенная долгими стараниями риэлтора цепочка рассыпается. Клиенту приходится отказываться от выбранной квартиры и начинать поиск другой. Все это трата времени, денег и нервотрепка. Ну а чаще всего случается так, что договоры в свободной письменной форме заключают все участники цепочки: сэкономить хочется всем. И из-за того, что для каждого из них срок регистрации документов непредсказуем, вся работа риэлтора идет насмарку. 

Ненужные люди
Если бы участники сделки были совершенно уверены в том, что Росреестр примет документы и выдаст свидетельство о праве собственности ровно через названные 18 дней, то все было бы не так плохо. Подождать чуть менее трех недель не так уж сложно. Но не тут-то было. Регистраторы далеко не всегда справляются со своей работой. По словам старшего менеджера АН «Экотон» Светланы Новиковой, задержка рассмотрения документов иногда затягивается до месяца. Но бывало, что покупатель квартиры ждал подтверждения права собственности и три месяца.

Случайно ли документы застревают на стеллажах регистраторов? Судя по тому, что будет рассказано ниже, – неслучайно.

Дело в том, что существует негласный способ «ускорения». О нем клиенты узнают от риэлторов, сопровождающих сделку. Если сделку нужно провести как можно быстрее, клиенту в приватной беседе объясняют, что если передать «нужному человеку» 10 тыс. руб., то свидетельство можно забрать в положенный срок. Вообще, у разных «нужных людей» и цены разные. Как рассказала Светлана Новикова, в одном из пригородов Петербурга за «ускорение» требовали 25 тыс. руб. – только за то, чтобы работа была выполнена вовремя. А покупатель жилья, как правило, человек прижимистый. Он уже продал все, что можно продать, влез в долги или кредиты. Каждая копейка у него на счету. Да и вообще «кормить» взяточников далеко не всем по душе.

Случается (прежде всего в крупных агентствах), что риэлтор платит за «ускорение» из своих комиссионных. Но чаще покупателю за эту «услугу» агент предлагает заплатить дополнительно. Клиент кипит от негодования: его обирают до нитки, но поделать он ничего не может. Либо отказывайся от сделки, либо плати.

В последние годы в районах Петербурга открылись Многофункциональные центры (МФЦ). В настоящее время работают 37 районных МФЦ, позволяющих сдать документы на регистрацию, а в течение 2014 года их количество будет увеличено до 56. Эти учреждения призваны ускорить и упростить процедуру оформления документов. Однако пока они не слишком эффективны – на сроки регистрации документов их появление особенно не повлияло. Также существуют службы, которые рекламируют услугу оформления документов. Принимают пакет за 4-5 тыс. руб., но сами проводят его через те же самые МФЦ.

Обычно информацию из УФРС о том, зарегистрировано ли право клиента на объект недвижимости, риэлторы получают следующим образом. Набирают номер этой организации, включают громкую связь и часами слушают музыку, которая время от времени прерывается сообщением «Вам ответит первый освободившийся оператор». Иногда заветный оператор отвечает: «Документы на подписи! Документы рассматриваются!» И не более того. Конкретную дату получения свидетельства называют редко. Если, конечно, не обратились к «нужному человеку».

И все-таки, если сделка «горит», лучше обращаться к нотариусу. Кстати, за тысячу рублей он сам и подаст ваши документы на регистрацию – это дополнительная услуга по желанию клиента. Конечно, при том качестве работы, которое мы видим сегодня в Росреестре, нельзя дать гарантию, что свидетельство о праве собственности будет получено точно через пять дней. Но, по крайней мере, слишком долго ждать не придется.

Справка БН
В последнее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) переживает системный кризис. В конце марта с поста главы Росреестра была смещена Наталья Анипина. На ее место назначен Игорь Васильев, который до этого был аудитором Счетной палаты. Ему и предстоит решать накопившиеся проблемы.

В июне 2013 года Счетная палата выявила в Росреестре нецелевое расходование средств на сумму 2,5 млрд руб. при реализации программы «Создание системы кадастровой недвижимости». Кроме того, несколько крупных чиновников Росреестра, в том числе заместитель главы ведомства Сергей Сапельников (скрывается за рубежом), стали фигурантами уголовного дела о халатности.

07.04.2014 10:00 | Источник БН.ру

Автор: Вячеслав Березниченко

Коллаж: Владимир Щербаков

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое