Недвижимость
в Москве выбрать регион

Росреестр в Красноярске: через тернии – к электронным услугам

Росреестр в Красноярске: через тернии – к электронным услугамДоля интернет-обращений в Управление Росреестра по Красноярскому краю для подготовки документов на недвижимость за первое полугодие 2013 года достигла 25%. Выписок из ЕГРП в электронном виде выдано 12% от общего количества. Следующий этап – «заочная» регистрация недвижимости.

К 2018 году красноярский Росреестр намерен предоставлять при помощи интернета до 70% услуг. Но, несмотря на передовые позиции региона в деле продвижения электронного сервиса, бизнес реагирует на новшество по-разному. Если кадастровые инженеры быстро откликнулись на предложение, то риэлторы не спешат заходить на сайт Росреестра.

Пилотный регион
Когда в России началось создание современной системы кадастра недвижимости, Красноярский край попал в число «подопытных» регионов. С тех пор – с 2007 года – он является площадкой Росреестра для внедрения различных новшеств в сфере учета и регистрации недвижимости. Здесь пытаются «вылечить» такие привычные проблемы, как очереди в офисах и затянутые сроки подготовки документов.

Главные надежды ведомство возложило на интернет. Плюсы очевидны – не надо приходить в офис; в любой момент можно получить информацию о стадии рассмотрения обращения; электронная справка имеет ту же юридическую силу, что и «бумага»; размер платы ниже и, наконец, сокращенные сроки. За три года работы сайта Росреестра электронные услуги в Красноярском крае приблизились к четверти всего объема операций. К 2015 году перед управлением стоит задача запустить в электронном виде самую сложную и массовую услугу – регистрацию недвижимости.

Электронные услуги в России сегодня находятся на пути от простого информационного этапа к сложному. В Японии и США большинство госуслуг и сделок в сфере недвижимости переведены в цифровое поле. Это позволяет устранять бюрократические барьеры и ускорять бизнес-процессы.

Ради чего разбираться
На сегодняшний день сайт Росреестра по Красноярскому краю предоставляет три из четырех самых востребованных услуг: учет объектов недвижимости, предоставление сведений из государственного кадастра и выписок из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Электронная регистрация недвижимости пока только планируется – в начале июля эта услуга была закреплена в законе.

Особенно популярен в бизнес-среде сервис «публичная кадастровая карта», который позволяет получить разные данные о земельном участке: сведения о кадастровой стоимости, о границах, площади, правах на участок и обременениях. Пользоваться им просто. Для этого надо зайти в раздел «Электронные услуги» на главной странице сайта Росреестра, выбрать раздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» – дальше все понятно.

Поставить объект на кадастровый учет будет сложнее, как и добыть выписку из ЕГРП. Но гражданам есть ради чего заставлять себя разбираться в инструкциях. Для примера: срок постановки на учет при подаче заявления в бумажном виде – десять дней, в электронном виде – пять дней. Кадастровая выписка для юридических лиц на бумаге стоит 1200 руб., онлайн – 300 руб. Еще более впечатляет стоимость копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр – 2400 и 500 руб. соответственно.

У граждан есть вопросы
Государственный кадастр недвижимости как информационная база – одна из самых «тяжелых» среди информационных ресурсов России. Ее формирование потребовало решения самых разных задач. И если законодательные вопросы решались на федеральном уровне, то технические и организационные – на местном.

Чтобы электронный кадастр заработал, приобреталось оборудование, создавалось специальное программное обеспечение. Процесс адаптации ПО под пожелания пользователей еще идет. «Необходима более тщательная проработка XML-схем (электронных форм документов), с профессиональным обсуждением, – говорит руководитель подразделения СРО НП «Кадастровые инженеры» по Красноярскому краю Галина Калинина. – Кроме того, есть разночтения межевого плана на бумаге и в электронном виде».

К сайту Росреестра есть и другие вопросы – например, до сих пор нет возможности провести госучет изменений объекта недвижимости в электронном виде. А кадастровые инженеры ждут, когда появится поиск объектов на кадастровой карте по координатам. На данный момент возможно только получение кадастрового квартала. Галина Калинина также называет неудобным механизм оплаты электронных услуг для юридических лиц.

Несмотря на многочисленные плюсы ноу-хау, оказалось, многим участникам процесса сложно отказаться от привычного способа взаимодействия. Понадобилась просветительская работа в профсреде.

Росреестр приводит свою статистику «трудностей» внедрения электронных услуг. «92% запросов о предоставлении сведений обрабатываются в установленный срок. Нарушения сроков зачастую связаны с неправильной маршрутизацией запросов, в том числе по причине неправильного указания адреса недвижимости, техническими сбоями в работе модулей маршрутизации, а также увеличением количества запросов», – отметила в одном из своих интервью глава Росреестра Наталья Антипина.

Почему медлят риэлторы и банки
Чтобы перевести услуги по оформлению документов в цифровой вид, сотрудники местного Росреестра и Кадастровой палаты работают с инженерами, риэлторами, нотариусами, банками. Однако бизнес с разной скоростью входит в электронный поток.

Наиболее активны кадастровые инженеры. Именно они формируют львиную долю интернет-обращений по подготовке документов на недвижимость – земельные участки и объекты капитального строительства.

В Красноярском союзе риэлторов отметили, что практика пользования электронными услугами в их среде не особо популярна. Причины разные. Так, специалист «Ипотечного центра» Алексей Лизунов говорит, что запросы информации из ЕГРП в электронном виде ускоряют ход сделок, однако принципиального значения не имеют. Кроме того, при оформлении сделок большинство банков по-прежнему требуют «бумагу».

Юрист компании «Красноярское инвестиционное агентство недвижимости» Юлия Ерк добавляет, что электронно-цифровую подпись многие всерьез не воспринимают. Поэтому такая выписка из ЕГРП на практике носит чисто информационный характер.

«Рынок проса» электронных услуг могли бы формировать банки, принимая от Росреестра выписки из ЕГРП в электронном виде при выдаче кредитов (в том числе ипотеки). Однако в Красноярске пока только Сбербанк начал подобный эксперимент. «Можно сказать, что услуга находится сейчас на стадии продвижения. Банк уверен, что она будет востребована среди клиентов, так как значительно экономит время и средства», – отметила специалист пресс-службы банка Евгения Леонтьева. Эта инициатива банка получила жизнь и в других регионах России.

В красноярском отделении ВТБ24 сообщили, что пока не пользуются электронными услугами Росреестра. «Причин несколько, – отметила управляющий директор Алена Милешина. – В электронном виде сведения приходят с запозданием в несколько дней, что дает основание считать их неактуальными. Кроме того, выписки в электронном виде из ЕГРП не отражают все сведения, которые нам необходимы для принятия решения о выдаче кредита». В свою очередь Алена Милешина отметила, что при ипотеке более важна такая процедура, как регистрация залога. На это пожелание банков Росреестр уже откликнулся, предложив ипотечному рынку электронные закладные. Сам ВТБ24 тоже развивает «удаленные» сервисы благодаря запуску услуги по «виртуальному» рассмотрению заявок на ипотечные кредиты.

В еще в двух банках – Росбанке и красноярском банке «Енисей» – воздержались от комментариев на тему электронных услуг Росреестра.

Кто насколько отстает
К 2015 году Росреестр намерен внедрить регистрацию прав и сделок с недвижимостью через интернет. Эта услуга – самая сложная и раскладывается на десятки процедур, которые различаются между собой требованиями, составом пакета документов и пр. Разобраться в этих хитросплетениях даже в офлайне сложно, а в интернете понадобятся электронные версии документов.

В июле этого года Госдума приняла поправки в федеральный закон о кадастровом учете, которые узаконили регистрацию прав в электронном виде. Глава Росреестра Наталья Антипина заявила, что технически их служба готова к переходу.

Однако, по словам юриста компании «Красноярское инвестиционное агентство недвижимости» Юлии Ерк, на практике при регистрации сделок с недвижимостью присутствие покупателя, продавца и проставленные ими лично подписи на документах имеют огромное психологическое значение. «Пока люди массово не начнут пользоваться цифровыми подписями, пока банки не начнут принимать электронные документы, вряд ли эта услуга будет популярной», – считает Юлия Ерк.

В 2012 году в Красноярском крае было обработано около 350 тысяч запросов по объектам недвижимости, выписок из ЕГРП и прав на жилье выдано около 600 тысяч. В ближайшую пятилетку 70% этих услуг необходимо перевести в электронный вид. Росреестр уже слегка отстает от утвержденных сроков, предусмотренных постановлением правительства № 2415 от 28 декабря 2011 года. Насколько отстают от Росреестра бизнес-сообщество и рядовые граждане, мы узнаем через несколько лет.

29.07.2013 12:10 | Источник БН.ру

Автор: Георгий Баранов

Фото: Алексей Александронок

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое