Великий Новгород надеется выбраться из трущоб к 2016 году
При самом высоком показателе обеспеченности жильем в СЗФО (28 кв. м на жителя), Новгородская область уступает другим регионам в качестве жизни: здесь 3% жилищного фонда приходится на ветхое и аварийное жилье. О путях решения проблемы БН рассказала председатель Комитета по ЖКХ и ТЭК региона Ирина Николаева.
– Ирина Юрьевна, на начало 2013 года в Новгородской области признаны непригодными для проживания 70 тыс. кв. м жилья. Сможет ли регион самостоятельно решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилья?
– Единственный инструмент, с помощью которого реально можно избавиться от трущоб, – финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ в сочетании с вливаниями из местных бюджетов. Это надо сделать до начала 2016 года – окончания работы фонда. В расселение ветхого и аварийного жилья в регионе, по самым скромным подсчетам, предстоит вложить 2 млрд руб., из них половину – из местных бюджетов разного уровня.
Как и в большинстве неурбанизированных российских регионов, в Новгородской области процент частного жилья невысокого качества в общем объеме жилищного фонда превышает долю многоквартирных домов. Беда и в том, что новгородское жилье стремительно ветшает. Темпы ввода нового жилья втрое ниже, чем ежегодный прирост ветхого и аварийного. В таком крупном городе области, как Боровичи, например, очень много жилых деревянных построек XIX века.
В целом в области насчитывается 17,7 млн кв. м жилья. За счет нового ввода жилищный фонд ежегодно прирастает на 1%, а выбывает из оборота из-за ветхости – около 3%. Полномочиями по признанию жилищного фонда аварийным или ветхим (имеющим свыше 70% износа), наделены органы местного самоуправления. Но, приняв такое решение, муниципалитет берет на себя обязательства по расселению людей. Поэтому эта работа не всегда идет гладко.
В 2013 году на программу жилищного строительства во всех муниципалитетах Новгородской области заложено 54 млн руб. Так что справиться с расселением жителей из аварийного фонда – труднорешаемая задача. Перспективы выбраться из него пока имеют жители Великого Новгорода, где есть самодостаточный бюджет, финансирующий долевое строительство и муниципальный жилфонд.
– Почему муниципалитеты так долго не подключались к решению проблем ветхого и аварийного жилья?
– Многие муниципалитеты очень медленно занимались рыночными преобразованиями ЖКХ (не создавали управляющие компании, ТСЖ, не вводили 100%-ную оплату коммунальных услуг для населения и т. д.). Поэтому доступ к субсидиям из федерального бюджета им был закрыт. Да и что скрывать, у многих специалистов муниципального уровня просто не хватало знаний, чтобы осилить участие в федеральной целевой программе, грамотно подобрать подрядчика, держать работу под постоянным контролем. К тому же некоторые из них долго сдерживали рост тарифов, якобы защищая жителей. Вот так и перекрывали районы себе доступ к улучшению качества жизни людей.
До 2008 года на расселение из аварийного жилья в рамках ФЦП «Жилище», регион направлял всего 30 млн руб. в год (10 млн – федеральные средства, 20 млн – из областного бюджета). В сущности, с этой ФЦП регион не работал. С 2008 года расселениями стал заниматься наш комитет. И региональные адресные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению из аварийного жилищного фонда удалось продвинуть.
За четыре года на эти цели было направлено 2,4 млрд руб., в том числе из Фонда ЖКХ – 1,9 млрд. За это время удалось расселить из непригодных для проживания домов 1325 человек, затратив 789,8 млн руб. Локомотивом региональных программ ЖКХ, конечно, был Великий Новгород, но постепенно почин областного центра продолжили власти 21 муниципального образования.
– С какими проблемами сталкиваются муниципалитеты, подключившиеся к борьбе с трущобами?
– Не все получается. Например, региональную адресную программу, сорвали именно крупные муниципалитеты, Великий Новгород в том числе. В рамках 94-ФЗ были определены исполнители муниципальных заказов по строительству жилья для переселения из аварийного жилищного фонда. Но застройщики, увы, оказались недобросовестными, сорвали сроки исполнения контракта. Чиновники же, отвечающие за переселение людей, начали добиваться принудительного исполнения контракта лишь спустя год по окончании его срока через арбитражный суд.
В Боровичах тоже потеряли много времени, но все-таки расторгли договор с недобросовестным иногородним застройщиком, стали работать с местными строителями. А люди ждали, живя в непригодных для жизни условиях. Обидно, что сбои допускают именно те муниципалитеты, где аварийного жилья больше всего. Такие как Боровичи, например.
Сдерживает процесс и острый дефицит муниципального жилья. Еще в 2000 году в общем объеме жилищного фонда региона эта категория жилья занимала 32%, а в 2010-м – только 9%. А в условиях софинансирования из Фонда ЖКХ требуется расселять людей в жилье, приобретенное на первичном рынке. То есть если муниципалитет сам не может строить по долевой схеме, то он должен покупать квартиры от застройщика. В прошлом году Минрегионразвития закрепил для Новгородской области цену квадратного метра в размере 29,6 тыс. руб. А фактическая цена «квадрата» на первичном рынке была 40 тыс. руб. и выше. В Великом Новгороде, например, разницу компенсировали из бюджета и жилье покупали. Вообще, в областном центре процессы идут динамичнее, а ведь здесь – половина жилищного фонда региона и живет треть жителей области.
– Могут ли новгородцы быть уверены, что до начала 2016 года они выберутся из непригодного жилья?
– Да, динамика показывает, что проблема будет решена. На начало 2008 года, когда регион активно взялся за переселение и вошел в ФЦП, в Великом Новгороде насчитывалось 20 аварийных домов. В том числе 16 деревянных домов послевоенной постройки, где жили 99 семей. За три следующих года межведомственная комиссия признала аварийными еще 17 домов, взяв обязательство переселить еще 147 семей. В общей сложности муниципальной власти Великого Новгорода надо было позаботиться о приобретении 11,35 тыс. кв. м жилья. К 2011 году с использованием средств Фонда ЖКХ для переселения новгородцев купили 137 квартир, затратив 242 млн руб., в том числе из муниципального бюджета – 129 млн. В прошлом году, заложив в бюджете 16,5 млн руб., приобрели у застройщиков еще 7 квартир. Теперь у города осталось 7 аварийных домов, где проживают 57 семей, расселить их надо успеть до начала 2016 года.
– Сформирована ли уже региональная адресная программа расселения аварийного фонда и капитального ремонта многоквартирных жилых домов?
– Как раз сейчас этот документ на 2013 год находится в работе. В программе будут участвовать не только Великий Новгород, но и другие муниципальные образования. А для того чтобы получить государственную поддержку из Фонда ЖКХ, региону предстоит взять на себя гораздо более весомую, чем прежде, бюджетную нагрузку – 48%, а также обязательство расселить все 70 тыс. кв. м аварийного жилья.
Безусловно, мы такие обязательства на себя возьмем. На субсидию Фонда ЖКХ очень рассчитываем, но и самим придется напряженно поработать. Прежде всего тем муниципалитетам, которые долго примерялись к преобразованиям в сфере ЖКХ. Конечно, и региональная. и муниципальная власть будут стараться использовать этот последний шанс для улучшения качества жизни в Новгородской области.
27.02.2013 12:15 | Источник БН.ру
Автор: Ольга Колотнеча
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
Введен в эксплуатацию Центр современного искусства имени Курехина