«Академка»: фешенебельный район Гражданки
МО «Академическое» еще не так давно было труднодоступным спальным районом – из-за прерванной линии метро. Сегодня это один из наиболее динамично развивающихся округов на севере Петербурга.
Округ расположен в Калининском районе, на северо-востоке Петербурга. Территория ограничена Тихорецким, Северным, Гражданским проспектами и проспектом Непокоренных.
В ожидании реновации
Современное муниципальное образование «Академическое» занимает южную половину исторического района Гражданка.
Поселение Гражданка, от которого и произошло название всей территории, основано в XVIII веке и изначально называлось Горожанка. Там находилась немецкая колония. Севернее образовались села Мурино (имение графов Воронцовых), Русская Гражданка и Дорога в Гражданку. Население последнего было смешанным – русские, немцы, финны.
Немцы проживали в тех местах вплоть до начала 1940-х. Они не ассимилировались с остальным населением, хранили собственный язык, культуру. Конец истории немецкой колонии печален. Во время войны, опасаясь возникновения «пятой колонны», власти депортировали ленинградских немцев.
Гражданка оставалась в основном сельскохозяйственной зоной как до войны, так и после, до 1960-х годов, капитальное строительство велось только в отдельных местах.
В частности – на Тихорецком проспекте, где в 1930-е годы были построены несколько пятиэтажных домов в стиле конструктивизма (позднее там появилась станция метро «Политехническая»). Жилищный фонд в этом квартале был и остается смешанным – общежития «коридорного типа», коммунальные и отдельные квартиры. Сейчас в листингах предложений жилья им часто присваивают ярлык «СТ», под которым подразумевается «сталинка». Но с классическими сталинками у них ничего общего. Это жилье самого низкого качества, которое в последнее время в разных районах города шло под снос. Скоро та же судьба постигнет и здания на Тихорецком – около 20 домов квартала вошли в список реновации.
Несколько послевоенных сталинок есть на перекрестке проспектов Науки и Гражданского, напротив метро «Академическая». Это уже гораздо более качественные, красивые трехэтажные здания традиционного для такой застройки желтого цвета. Помещения первых этажей в них расселены под магазины и офисы.
Несносные хрущевки
В фольклоре 1960-70-х годов ленинградцы разделяли эту территорию на «ГДР» и «ФРГ» – «Гражданка дальше ручья» (имеется в виду Муринский ручей) и «фешенебельный район Гражданки».
В 1975 году на пересечении Гражданского проспекта и проспекта Науки открылась станция метро «Академическая». С тех пор «ФРГ» стали называть «Академкой». От этой станции унаследовало свое название рассматриваемое современное муниципальное образование. А имя исторического района – Гражданка – осталось за «ГДР», где находится станция метро «Гражданский проспект».
Несмотря на то что исторический район разделился на два самостоятельных округа, его название до сих пор есть на картах Петербурга, обозначая обширную территорию – большой «спальный район» от проспекта Непокоренных до Суздальского проспекта и Северо-Восточного участка КАД.
Массовая застройка Гражданки началась в первый период индустриального домостроения. Поэтому львиная доля домов здесь – хрущевки и ранние брежневки.
Однако не стоит излишне умалять качественные характеристики жилищного фонда Академического только потому, что его застройка пришлась на первый период индустриального домостроения. В нем действительно присутствуют наименее комфортные серии домов – панельные пятиэтажки и «корабли». Но значительная часть хрущевок все-таки кирпичные, 528-й серии, – достаточно теплые и внешне симпатичные дома с балконами и эркерами на фасадах.
Планировки квартир в них примерно те же, что и в панельных хрущевских сериях. Маленькие, 5-5,2 кв. м кухни, проходные комнаты. Однако санузлы, в отличие от «панелек», раздельные. Стремясь сделать жилье более комфортным, жильцы этих домов нередко устраивают перепланировки. Чаще всего перепланировка заключается в сносе стены, разделяющей гостиную и кухню. Иногда также расширяют пространство кухни путем уменьшения площади санузла. Правда, помещения ванной и туалета приходится совмещать. Таким образом, изначальное преимущество планировки 528-й перед панельными хрущевками – раздельный санузел – аннулируется, но в стесненных условиях приходится чем-то жертвовать.
К сожалению, оставляет желать лучшего планировка придомовых территорий. В газонах и пешеходных дорожках такие кварталы не испытывают недостатка, зато проезды очень узкие, а площадок под парковку нет вовсе.
Вдоль главных магистралей Академического немало и поздних модификаций 528-й серии, в основном девятиэтажных. Есть и «доминанты», кирпичные здания серии Ш-5733. Это довольно редкая серия ленинградских домов в 1960-70-е годы на фоне остальной застройки выглядела достаточно «фешенебельно» – большой, в сравнении с хрущевками, размер (на 12 этажах здания умещается более 150 квартир), трехстворчатые окна, двухцветный (красные или зеленые вкрапления по серому кирпичу) фасад.
Выход из депрессии
Известная авария на перегоне метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» привела к тому, что в 1995 году движение на участке было остановлено. Почти десять лет жители Академического и всей Гражданки были вынуждены пересаживаться на автобус № 80, курсирующий между этими двумя станциями, а затем снова спускаться в метро.
«Разрыв» сделал территорию малопривлекательной для инвесторов, и она сильно отставала в развитии от соседних округов Выборгского района, Удельной и Шувалово-Озерки, где активно велось жилищное строительство, появлялись современные торгово-развлекательные центры и прочие объекты инфраструктуры.
Однако 26 июня 2004 года движения на этом участке Кировско-Выборгского направления возобновилось, и вскоре Академическое начало преображаться. Сейчас новых строек в Академическом мало – свободные участки были быстро выбраны. Благодаря этому, в округе появился не один десяток новых жилых зданий и качественная современная коммерческая инфраструктура, прежде всего торговые центры «Академ-парк», «Платформа», «О'Кей».
Помимо ликвидации «разрыва», улучшению транспортной доступности послужило введение КАД с развязками на Токсовском шоссе и проспекте Культуры. Хотя нельзя не отметить чрезмерную перегруженность магистралей округа.
В последние годы из-за появления большого количества нового жилья на сложившуюся в советские времена социальную инфраструктуру Академического значительно увеличилась нагрузка, в частности у жителей округа иногда возникают проблемы с получением мест в детских садах.
Однокомнатных полно
Стоимость жилья в Академическом в последние годы поднялась в сравнении с периодом «депрессии», связанной с разрывом линии метро. Цены квадратного метра немногим ниже, чем в самом развитом и дорогом округе севера Петербурга Шувалово-Озерках. Незначительная разница связана скорее не столько с уровнем развития территории, сколько с более качественным жилищным фондом. Весомая доля хрущевок, «кораблей», кирпичных зданий с «компактной планировкой квартир» несколько снижает цену в сравнении с соседними территориями.
По информации Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» на ноябрь 2012 года, средняя стоимость квадратного метра в округе составляет 93,9 тыс. за кв. м.
В то время как в целом по городу однокомнатные квартиры, будучи самым востребованным товаром, являются едва ли не дефицитом, в Академическом их предлагается много. На однокомнатные приходится 37,2% от общего объема предложения. В среднем «однушка» стоит 3,6 млн руб.
Примерно столько же продается двухкомнатных – 36,4%. «Двушку» можно приобрести за 4,6 млн. Трехкомнатных около 23,3%. «Трешка» стоит примерно 6 млн руб.
Больше всего на вторичном рынке жилья в домах категории «старая панель», то есть в хрущевках и брежневках – его около 50%. На кирпичные здания приходится 25% предложений.
В Академическом продается достаточно много квартир в кирпично-монолитных домах – 18%. Это свидетельствует о том, что жилищный фонд округа за последние годы изрядно обновился.
30.11.2012 09:00 | Источник БН.ру
Автор: Вячеслав Березниченко
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
В СЗФО за счет механизма ИБК построили около 5 млн кв. м жилья
Склады формата Light Industrial планируют строить совместно с жильем