Реновация центра Петербурга: архитектурные фантазии
Архитекторы, разрабатывая концепции развития пилотных кварталов программы реновации исторического центра Петербурга, не сдерживали творческой фантазии. Но к реализации будут приняты только те идеи, осуществление которых технически возможно и экономически целесообразно.
В среду, 26 сентября, на V Петербургском международном инновационном форуме в «Ленэкспо» будут представлены проекты по развитию территорий кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна-Новая Голландия». Это первые два квартала из семи, вошедших в программу «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга», разрабатываемую правительством города. В конкурсе проектов, который был объявлен 5 мая 2012 года, приняли участие семь петербургских архитектурных мастерских, которые разработали по двум территориям 11 мастер-планов.
Как отмечают в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), участники конкурса учли все замечания экспертной комиссии, сделанные по итогам первого этапа. В результате из проектов исчезли наиболее спорные моменты. Например, архитектурная мастерская Литвинова отказалась от первоначального предложения вынести с Марсова поля захоронения и построить амфитеатр для проведения общественных мероприятий. Тем не менее в мастер-планах осталось немало смелых идей, реализуемость которых сомнительна, прежде всего с экономической точки зрения.
«Конюшенная»: автомобили под землю
Первая территория, «Конюшенная», площадью 59,15 га ограничена Конюшенной площадью, Невским проспектом и четырьмя набережными: Дворцовой, Лебяжьей Канавки, реки Мойки и канала Грибоедова. Переосмыслением этой территории заинтересовались «Санкт-Петербургская архитектурная ассоциация А.А. Литвинова», компании «А.Лен» и «Генпроект».
Во всех мастер-планах во главу угла поставлено удобство пешеходов. Например, «Генпроект» предлагает закрыть автомобильное движение на Малой Конюшенной и Миллионной улицах, а также создать новые променады и общественные пространства, прилегающие к Дворцовой набережной и каналу Грибоедова. Автомобили и туристические автобусы, по мнению архитекторов, следовало бы убрать под Марсово поле и Конюшенную площадь. Взамен дать простор сторонникам здорового образа жизни. «Генкроект» запроектировал 30 км новых велосипедных маршрутов в центральных районах города. «В ключевых точках веломаршрутов (пересечение основных из них) предусматриваются велоцентры – здания, в которых можно оставить велосипед, принять душ, переодеться», – уточняется в пояснительной записке мастерской. На освободившемся от автодорог пространстве появятся скверы: предусматривается создание 35,1 га пешеходно-прогулочных зон, из них 23,9 га отданы под озеленение.
Компания «А.Лен» подходит к организации свободного от автомобилей пространства смелее. Авторы предлагают между Зимним Дворцом и Марсовым полем создать систему велозон и променадов. В частности, сделать пешеходной Большую Конюшенную, пустив транспортный поток в тоннеле под землей. Малая Конюшенная представлена в проекте «упрятанной» в крытую галерею, которая стала бы продолжением подземного перехода через Невский проспект в районе Казанского собора. Благодаря этому в городе появилось бы новое общественное пространство – единый маршрут крытых променадов. Неоднозначно решается судьба Марсова поля – архитекторы предлагают задействовать его в качестве наземного и подземного паркинга для горожан, приехавших в центр на автомобиле.
Мастерская Литвинова мечтает с еще большим размахом, чем конкуренты. Ее специалисты предлагают сделать Дворцовую набережную «вторым Невским проспектом», освободив ее от транспорта для пешеходов и креативного малого бизнеса. Автомобильные потоки, по примеру европейских городов, пойдут по новому подводному тоннелю, проложенному вдоль Дворцовой набережной. «Сама идея не является инновационной, однако существующие сегодня технологии строительства позволяют реализовать это техническое решение с минимальными финансовыми издержками и в минимальные сроки», – подчеркивают авторы.
Коломна – Новая Голландия: надеть зеленый пояс
Вторая территория, 67,78 га, ограничена площадью Труда, улицами Труда, Глинки, Декабристов, Союза Печатников, Лермонтовским проспектом и многочисленными набережными: Английской, рек Мойки и Пряжки, Крюкова и Новоадмиралтейского каналов. Проекты по трансформации этого квартала в комфортное пространство представили мастерские «Горпроект», «Генпроект», «А.Лен» и «Спектрум-Холдинг». Все концепции ориентированы на тот потенциал, который несет для этой части Адмиралтейского района реконструкция острова Новая Голландия, строительство второй сцены Мариинского театра, открытие Военно-морского музея и подведение ветки метрополитена. Общими чертами всех мастер-планов являются ограничение автомобильных потоков и создание новых пешеходных зон.
Если говорить об индивидуальных «фишках» концепций, то «Горпроект» (генпроектировщик «Лахта-центра») хотел бы в пешеходной зоне новой эспланады вдоль набережной Крюкова канала расставить экспонаты Военно-морского музея, включая корабельные пушки, мины и даже подводные лодки и реплики небольших парусных судов. «Новая пешеходная зона, имеющая по обоим берегам канала спуски к воде с возможностью причалов для водных такси и туристических катеров, станет поистине главным элементом градостроительного каркаса территории, зоной, наиболее привлекательной для арендаторов первых этажей: бутиков, сувенирных магазинов, баров, ресторанов с устройством летних кафе под открытым небом», – отмечается в концепции.
Строительство станции метро «Театральная» предполагает появление поблизости перехватывающей автостоянки. Единственной пригодной площадкой для строительства крупной парковки в пешеходной доступности от Новой Голландии и сцен Мариинского театра «Горпроект» считает стадион Университета имени Лесгафта. Концепцией предлагается устройство на территории стадиона многоуровневого надземного паркинга на 2000 машино-мест высотой 15 метров, на крыше которого разместится футбольное поле, беговые дорожки и открытые трибуны. Второй паркинг на несколько тысяч автомашин можно, считают авторы, устроить под дном Мойки, на участке от Крюкова канала до Пряжки.
Мастерская «А.Лен» тоже думает о лучшем использовании территории Университета им. Лесгафта. Проектом предусмотрено построить здесь одну из пяти подземных парковок в Северной Коломне, а сверху расположить открытые спортивные площадки. Через университет, по замыслу архитекторов, должен пролегать променад, соединяющий Новую Голландию с улицей Декабристов и строящейся станцией метро. Предлагается открыть для свободного посещения, по крайней мере в светлое время суток, скверы и сады при Дворце Бобринского и при Дворце великого князя Алексея Александровича.
«Генпроект» при разработке своей концепции учитывал принцип «единого непрерывно перетекающего озеленения». Вместо разрозненных островков зелени в центре Петербурга необходимо создать непрерывный зеленый пояс. В частности, в Коломне садово-парковая зона могла бы тянуться от Конногвардейского бульвара через новую Голландию до территории, ограниченной Мойкой-Декабристов. «Мы предлагаем также освоение крыш под озеленение, благоустройство и малые архитектурные пространства», – мечтают архитекторы.
«Спектрум-Холдинг» также голосует за озеленение. Важное место в концепции компании занимают идея о перебазировании Университета имени Лесгафта, снос стадиона и воссоздание Демидова сада площадью 33 тыс. кв. м. Кроме того, авторы проекта рекомендуют сделать пешеходной площадь Труда и создать пешеходный бульвар вдоль Крюковских казарм – как продолжение Конногвардейского бульвара. В основу концепции положен принцип «Возвращение человеку перетекающих традиционных типов городских пространств – бульваров, площадей, переулков, дворов с уникальной историей и новыми возможностями».
Два в одном
Два участника конкурса – «Студия 44» и «Содис» – трактуют оба квартала как единое целое, предлагая для них комплексные решения. Но подходы конкурентов принципиально различаются.
В концепции «Студии 44» утверждается, что объединение «официальной» и слегка помпезной территории «Конюшенная» с более неформальной, свободной, интимной Коломной дадут мощный синергетический эффект для повышения привлекательности центральной части города. Примечательно, что этот мастер-план не предполагает строительства дорогостоящих подземных или подводных тоннелей. Для создания единого променада длиной 3,5 км достаточно организовать пешеходную полосу, проходящую по Миллионной и Галерным улицам, которая будет пронизывать центр города от Фонтанки до акватории Финского залива. Потребуется устройство всего трех переходов: через Невский проспект у Дворцового моста, на Сенатской площади и на площади Труда. Причем переходы могут быть как подземные, так и с обычным светофорным регулированием.
Вдоль променада выделяются полосы для движения на велосипедах и электрокарах, а по Неве пускается водный транспорт, дублирующий движение по променаду. Тогда набережная Мойки обрастет причалами и летними кафе, в Круглом рынке, возможно, будет организован рыбный рынок, а в Конюшенном дворе – публичная пьяцетта (маленькая площадь, арт-пространство). Наиболее смелое предложение «Студии 44» относится к переосмыслению функционала Адмиралтейства: комплекс может быть приспособлен под отель с тематическими морскими ресторанами и видовой площадкой наверху. Но это произойдет лишь на позднем этапе развития центральных кварталов и только с участием частных инвесторов, считают авторы.
Группа «Содис» объединила Конюшенную и Коломну практически таким же пешеходным маршрутом. Но в остальном ее концепция значительно отличается от мастер-плана «Студии 44», прежде всего тем, что авторы не ограничивали свои мечты финансовыми рамками. Например, на протяжении пешеходного маршрута предполагается строительство двух подземных переходов: один должен связать Дворцовую площадь с Александровским садом, второй – Сенатскую площадь с Конногвардейским бульваром. «По своей конструкции переходы больше похожи на подземные улицы – с ресторанами, торговыми зонами и атриумом. Подземный переход будет иметь площадь 7,5 тыс. кв. м, из которых 4,5 тыс. кв. м – арендопригодные помещения», – указывается в концепции. Еще два тоннеля запланированы для автомобилей: первый должен увести транспорт с Английской набережной, второй – пройти от площади Труда до улицы Глинки, уменьшив поток машин с Благовещенского моста.
Из новых объектов предполагается строительство на месте Малого Конюшенного двора атриума, по своей архитектуре напоминающего крытую площадь, куда можно будет перенести концерты с Дворцовой площади. Перед зданием второй сцены Мариинского театра планируется создать новую площадь на месте нынешних жилых домов между переулком Матвеева и набережной Крюкова канала. «Квартал превратится в зеленую площадь с подземной парковкой на тысячу машино-мест, на которой смогут проходить награждения, концерты, кинофестивали, праздники. Площадь станет важным дополнением в архитектурный ансамбль Мариинского театра», – мечтают архитекторы.
Как подчеркивают в КЭРППиТ, не надо воспринимать представленные проекты как нечто окончательное. Это лишь попытка понять, как представляют петербургские архитекторы комфортный и привлекательный центр современного города с многовековой историей. В октябре мастер-планы будут представлены жюри конкурса, в состав которого войдут депутаты, российские и международные эксперты в области охраны объектов культурного наследия, архитекторы, деятели культуры и искусства, представители правительства и общественности. Отобранные проекты в течение следующего года будут выставлены на общественное обсуждение на сайте комитета и в администрациях районов города. Лучшие идеи, отобранные по итогам обсуждения, лягут в основу проектов планировки территорий, которые будут выполнены в 2014 году, сообщают в КЭРППиТ.
25.09.2012 13:20 | Источник БН.ру
Автор: Елена Денисенко
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое