Чиновники ополчились на гаражи
В Петербурге растет число имущественных споров между гаражными кооперативами и городскими ведомствами: автолюбители пытаются отстоять права на свои земельные участки, которые получили еще в советские времена. В большинстве случаев автовладельцы проигрывают, а землю под гаражами передают другим инвесторам.
Последний подобный случай – спор гаражно-строительного кооператива «Дачное-2» и Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА). Автолюбители пытались доказать право постоянного бессрочного пользования на участок в 3,45 га, что находится на проспекте Народного Ополчения, 20. Оформить землю не получилось: судя по всему, следующим шагом будет иск о выселении кооператива.
Справка БН.ру
Боксы без земли
Как рассказал адвокат кооператива Александр Бабийчук, руководство «Дачного-2» неоднократно просило КГА оформить план земельного участка. Однако чиновники отказывали. По его словам, участок в 2 га кооперативу предоставили на основании решения Кировского районного совета народных депутатов еще в 1968 году. А спустя 20 лет исполком Ленгорсовета разрешил строить на этой земле одноэтажные боксы и предоставил в бессрочное пользование еще 1,5 га. Кооператив разработал архитектурно-планировочное задание. «Таким образом, у нас есть все основания, подтверждающие право постоянного бессрочного пользования: признать его можно на основе документов советских времен — согласно закону «О введении в действие Земельного кодекса РФ», — рассказал Александр Бабийчук.
Впрочем, как пояснили представители КГА, комитет не уполномочен признавать права бессрочного пользования. «Кроме того, у кооператива должен быть акт землепользования, который определяет границы земельного участка. По факту, у истцов есть лишь некий документ от «Треста ГРИИ», который проводил кадастровую съемку земли. Отсутствует даже проект границ землепользования. Фактически земельного участка не существует», — уточнили юристы комитета. В Комитете по земельным ресурсам и землеустройству заявили, что у кооператива нет кадастрового паспорта на участок. «Необходимо провести кадастровый учет, оформить границы территории. После чего эту землю можно будет считать объектом недвижимости и регистрировать какие-либо права на нее», — пояснили представители ведомства.
В результате исход спора решился в пользу КГА. Арбитражные суды всех трех инстанций отказали гаражному кооперативу в признании права на землю. Правда, как рассказал БН.ру председатель кооператива «Дачное-2» Виктор Марков, пока иск о выселении автолюбителей городские власти не подавали.
Ценный актив
Судя по всему, конфликт вокруг участка на проспекте Народного Ополчения возник не случайно. Три года назад эту землю уже пытались передать некоему ЗАО «Старт» под возведение гипермаркета и музыкальной школы. Совладельцем этой компании являлся председатель совета директоров группы «Илим» Захар Смушкин, который по версии журнала Forbes входит в сотню богатейших людей России. Тогда в защиту автолюбителей выступали депутаты городского парламента: весной 2008-го законодатели направили губернатору соответствующий запрос. Депутаты недоумевали, на каком основании правительство передало под изыскательские работы территорию, занятую гаражами.
По словам Валентины Матвиенко, земельный участок ГСК «Дачное-2» не переоформлен в надлежащем порядке. Да и решение о предоставлении территории для проведения изыскательских работ, как пояснила губернатор, не является основанием для выдачи разрешения на строительство. Впоследствии компания отказалась от реализации проекта.
В этом разбирательстве закон оказался на стороне городской администрации: фактически, суды признали, что автолюбители пользуются участком без законных на то оснований.
«Локацию участка нельзя назвать очень удачной: рядом проходит ЗСД, в непосредственной близости — железная дорога. Однако в пешеходной доступности находится станция метро «Ленинский проспект». На участке можно строить только объекты общественно-делового назначения. Для размещения торговых площадей это не самое удачное место, да и жилье здесь нельзя строить по санитарным нормам», — считает руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова. По ее словам, цена земли может составить от 3 тыс. до 6 тыс. рублей за кв. м.
Гаражная зачистка
Борьба гаражных кооперативов с городскими властями продолжается не один год, а число подобных разбирательств только растет.
Самым ярким примером освобождения гаражей стал прошлогодний конфликт городских властей и коллективной автостоянкой «Парнас-4», что находилась на территории жилого комплекса «Северная долина». Владельцев гаражей выселили по суду, а сам процесс сопровождался громкими скандалами.
Весной прошлого года суд принял решение выселить гаражно-потребительский кооператив «Сестрорецк», который находился на участке в 7,5 га рядом с парком «Дубки» в Сестрорецке — на Транспортной улице, 12. Хотя, как утверждал председатель правления кооператива «Сестрорецк» Николай Бондаренко, организация до последнего момента регулярно перечисляла КУГИ арендную плату.
Всего же, по данным Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области, на разных стадиях рассмотрения находятся свыше десяти дел о выселении гаражных кооперативов.
По мнению экспертов, проблема состоит в том, что большинство гаражных кооперативов в лучшем случае арендуют землю у КУГИ, а часто – имеют на руках лишь документы советских времен, многие из которых уже не действуют. Притом что руководители многих коллективных автостоянках не спешат оформлять нужные бумаги.
17.05.2011 14:55 | Источник БН.ру
Автор: Сергей Бардин
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое