Скоростной трамвай Петербург построит сам
Правительство Петербурга может пересмотреть схему реализации проекта легкорельсового трамвая от Пулково до Московского вокзала. Новую трассу город хочет проложить за собственный счет, а инвестору передать ее лишь в эксплуатацию. Эксперты говорят, что смена планов вызвана высокими рисками проекта.
Конкурс в рамках государственно-частного партнерства по строительству легкорельсового транспорта (ЛРТ) может быть объявлен не на весь проект, а лишь на его часть. Об этом 16 мая журналистам сообщил председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Санкт-Петербурга Алексей Чичканов.
По его словам, до конца мая — начала июня правительство города должно окончательно определиться со схемой реализации проекта. Есть большая вероятность, что привлечением финансирования и строительством трассы город займется самостоятельно, а затем передаст ее инвестору на обслуживание. Соответственно конкурс будет проведен лишь на заключительную часть проекта — по его эксплуатации. «Из трех составляющих ГЧП-проекта — финансирование, стройка и эксплуатация объекта — нам не хватает опыта лишь в третьей. Необходимым опытом строительства таких объектов мы обладаем. Кроме того, сможем привлечь финансирование по достаточно низким ставкам — 11-12% годовых. Это будет дешевле, чем привлекать финансирование частного инвестора, который сегодня по инфраструктурным проектам рассчитывает на прибыль в 16-17% годовых. А вот опыт в эксплуатации таких объектов придется покупать», — отметил глава комитета.
Напомним, что проект «легкорельсового трамвая» (ЛТР), ранее именовавшийся «Надземным экспрессом», был заморожен в связи с кризисом в 2009 году. Осенью прошлого проект был реанимирован и теперь трассу планируется проложить от Московского вокзала до аэропорта Пулково. Она пройдет по Лиговскому проспекту, затем по Расстанной, Камчатской и Бухарестской улицам, Дунайскому проспекту и Пулковскому шоссе прямо к новому терминалу аэропорта.
Общая протяженность линии — почти 30 км, проект планируется завершить в 2013 году – времени сдачи первой очереди нового хаба. Стоимость проекта Смольный оптимизировал, сейчас он оценивается в 16 млрд руб. По прежней схеме участие города в финансировании проекта планировалось свести к минимуму: 90% средств на строительство должен был отыскать инвестор, а затем на протяжении нескольких лет эксплуатировать трассу, отбивая свои вложения.
По словам Алексея Чичканова, решение о новом варианте ГЧП пока не является окончательным — эксперты Смольного должны оценить его риски. При принятии соответствующего решения конкурс на эксплуатацию объекта будет проведен осенью. Если инвестора все же решат привлекать по прежней схеме — на все этапы ГЧП, то конкурс может быть проведен уже в июле.
«Данный проект связан со множеством рисков и проблем, обусловленных прохождением трассы трамвая по территории со сложившейся застройкой и трассировкой улиц, - отмечает директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.- Поэтому предполагаю, что городу самостоятельно будет легче решить все данные проблемы. С точки зрения инвестора, входить в такой проект на начальном этапе более рискованно. И в этом случае он закладывал бы в проект более высокую норму прибыли, что в конечном счете повысило бы стоимостью перевозок. А приходя на определенных инвестусловиях в уже готовый проект, инвестор снимает с себя все инвестиционные риски и может концентрироваться только на операционной деятельности».
Руководитель отдела инвестиционного консалтинга Astera St.Petersburg Александр Волошин полагает, что претенденты на проект закладывали слишком высокую норму прибыли, которая не устроила город. «В итоге город, просчитав экономику, решил строить сам. Реализовывать этот проект в любом случае необходимо. Это инфраструктурный проект, связанный с развитием Пулково. Для будущего хаба важно количество авиакомпаний, которые будут в нем базироваться, а для международных перевозчиков решающим фактором выбора будет инфраструктурная обеспеченность объекта», — говорит Александр Волошин. По его мнению, новая схема ГЧП вовсе не предполагает, что строительство «легкорельсового трамвая» будет вестись на средства городского бюджета. «Скорее всего, трассу будет строить западный подрядчик, а этот вариант может включать экспортное финансирование, обеспеченное гарантиями города», - говорит эксперт.
Примечательно, что более определенная ситуация на сегодня с финансированием «конкурента» ЛРТ – проекта скоростной железнодорожной трассы от аэропорта «Пулково» до Балтийского вокзала, реализацией которого занимается ОАО «Аэроэкспресс». Дочерняя структура ОАО «РЖД» должна вложить порядка 7-8 млрд руб. в строительство самой трассы, а также виадука в районе Пулково. По словам Алексея Чичканова, соинвестором проекта выступит «ВТБ Капитал», который инвестирует около 1 млрд рублей в строительство терминалов на Балтийском вокзале и в Пулково.
Справка БН:
На «обновленной» трассе «легкорельсового трамвая» нужно будет построить 14 км новых путей и реконструировать 16 км уже имеющихся. Предполагается, что скоростной трамвай будет двигаться с интервалом в 15 минут, делать на маршруте около 30 остановок, а весь путь от Пулково до Московского вокзала будет занимать почти 60 минут.
В ноябре 2010 года у ЛРТ появились сразу два серьезных конкурента: ОАО «Скоростные магистрали» предложила проложить высокоскоростную магистраль Москва–Петербург через аэропорты. А еще одна дочка РЖД, компания «Аэроэкспресс», решила связать Балтийский вокзал и аэропорт скоростной электричкой.
16.05.2011 13:40 | Источник БН.ру
Авторы: Александр Смирнов | Александр Смирнов
Коллаж: Владимир Щербаков
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое