Недвижимость
в Москве выбрать регион

Проблемы областного гостеприимства

Проблемы областного гостеприимстваОдна из основных проблем пансионатов, турбаз и домов отдыха, действующих в Ленинградской области, – не заполняемость объектов, а поддержание в них соответствующего уровня сервиса.

Загородный рынок развлечений и гостеприимства Ленинградской области сегодня представлен центрами отдыха трех типов. Это, во-первых, проекты, где якорем выступает горнолыжный курорт, во-вторых, пансионаты, занимающиеся лечебно-санаторными программами, и, наконец, рекреационные комплексы, которые предлагают размещение в коттеджах. Первые обычно позиционируются как центры выходного дня (хотя зачастую в их составе также есть несколько коттеджей, которые можно арендовать), прочие ориентированы на более длительное проживание.

География отдыха
Как и коттеджные поселки, новые комплексы загородного отдыха тяготеют друг к другу, создают в области кластеры – причем находятся как минимум за 50-километровой чертой от города. Строительство многоэтажных гостиниц в области не оправданно, поэтому как правило рынок прирастает за счет возведения мини-отелей, рассчитанных на «один туристический автобус» (40 мест) и комплексов средней руки из десятка-другого коттеджей.

Большинство действующих и перспективных проектов сосредоточено на севере. Так, основная часть коттеджных комплексов сконцентрирована в Приозерском районе, на берегу реки Вуоксы, а также в Выборгском районе, неподалеку от Финского залива (например, на северном берегу Финского залива – от Сестрорецка до Рощино – или в окрестностях Лосево на Вуоксе, или в Токсово-Лемболово). Современные горнолыжные комплексы по большей части сосредоточены также в Приозерском и Всеволожском районах («Охта-Парк» – в поселке Сярьги, «Северный склон» – в Токсово, «Снежный», «Красное озеро» и «Золотая долина» – в Коробицыно, «Игора» – на 80-м километре Приозерского шоссе).

Также на севере в последние годы девелоперы начали проектировать и строить и более современные турбазы. Эксперты считают такой формат наиболее перспективным – это так называемые центры круглогодичного отдыха, инфраструктура развлечений которых будет одинаково привлекательна и зимой, и летом. То есть там найдутся и аквапарк, и SPA, и парк аттракционов, и пр. Именно на этот сегмент рынка ориентированы соседние Финляндия и Эстония, а у нас он явно не заполнен качественным предложением. Несмотря на то, что в Ленобласти уже есть некоторое количество интересных проектов, невысокое качество большинства из них оставляет возможности для развития. Сегодня строительство нескольких объектов по европейским стандартам ведется в районе Лосево.

Что касается гостиниц – они востребованы преимущественно в приближенных к городу зонах, то есть в наиболее близком к городу Курортном районе. Правда, в последние пару лет эту картину несколько меняет уклон в сторону «исторического наследия» – самые отчаянные девелоперы пытаются освоить ближние пригороды, размещая в них гостиницы и отели «по соседству с историческими парками и дворцами». Но эти объекты пока в явном меньшинстве, и интересуются ими в основном не петербуржцы, а иногородние постояльцы.

Область и окрестности
Выбор места для объекта рекреации является одним из основных факторов, определяющих условия ценообразования в комплексе. В зависимости от удаленности объекта от города разнится время средней продолжительности проживания – при расстоянии свыше 60-80 км маловероятно, что клиент остановится на базе на один день, и основными видами проживания являются пакеты (блоки) дней.

Управляющие отмечают, что, несмотря на наличие спроса, с каждым годом приходится все больше внимания уделять пакету дополнительных услуг, включенных в стоимость проживания. Так, при семейном отдыхе – самом востребованном пакете – это становится более чем актуальным. Если инфраструктура загородного комплекса помимо традиционных средств размещения включает и разнообразные предложения по организации досуга, то спрос на аренду там оказывается выше. Где-то к сезону открывают детскую площадку, где-то – пейнтбольное поле. Среди привлекательных предложений – прокат велосипедов, лодок, роликовых коньков, организация детских развлечений. Причем в расчете на постоянных арендаторов в комплексах на лето вводятся дополнительные услуги. В стоимость проживания могут входить завтраки в кафе-баре, а иногда – полупансион, включающий в себя и обеды.

В начале этого сезона турбазы и пансионаты планируют поднимать стоимость проживания и уже сейчас рассчитывают практически на 100-процентную загрузку в течение лета.

Нина Михайлова, администратор базы «Илоранта», говорит: «В этом сезоне мы повышаем цены на 15%, однако думаем, что заполняемость в самом поулярном месяце – июле – будет все равно 100%, а в июне и августе – 80-90%. В прошлом году у нас июнь был похуже, так как мы появились недавно, два года назад, и только начинали работать с туристическими агентствами». Евгения Шестобитова, экономист базы «Ольшаники», подтверждает: «В прошлые годы уже в марте у нас полностью были забронированы все высокие месяцы, за счет различных профсоюзных путевок и т. д. В этом году некоторые корпоративные клиенты отказываются от массовых путевок, поэтому мы ориентируемся на заказы турфирм и частные заезды. Но думаю, что ближе к сезону все номера (а их у нас 64 штуки) все равно будут востребованы, июль уже сейчас почти весь заполнен». Иван Марченко, генеральный директор центра отдыха «Аврора», дает сходный прогноз на лето: «Я считаю, что спрос на лето-2011 повысится на 10-20% по сравнению с прошлым годом. Важную роль как всегда будет играть погода. Цены в данный момент уже поднялись в среднем на 2-3%, а если глубина продаж будет больше полутора месяцев, то цены резко вырастут, примерно на 15-20%».

Деньги – как в Европе, сервис – как в деревне
Надо заметить, что за последние годы уровень цен на услуги и размещение в загородных комплексах отдыха вплотную подошел к европейскому, а где-то и сравнялся с ним, в то время как качество услуг – несмотря на все дополнительные опции – пока отнюдь не на уровне. Получается, что базы отдыха конкурируют в сознании отдыхающих с аналогичными предложениями в соседней Финляндии, где цены такие же, а вот сервис – более функциональный и насыщенный. Александр Пудиков, директор выставки «Строим дом», приводит конкретные примеры: «Проблемы с сервисом в том, что взять из-за сезонности на работу постоянного специалиста достаточно сложно. В загородных комплексах работают топ-менеджеры: это 1% – специалисты из Петербурга, иногда – редко – иностранные управляющие, а все остальные сотрудники – жители Ленобласти, и, к сожалению, образовательный ценз у них невелик. Неудивительно, что человек, который готов платить достаточно большие деньги за отдых, не всегда удовлетворен этим сервисом». Алла Шумилина, коммерческий директор турбазы «Лосевская», констатирует: «Проблемы с персоналом у нас существуют. 80 километров от Петербурга – это как минимум два часа дороги. Поэтому основная масса обслуживающего персонала у нас набирается из близлежащих деревень. И обычно свой уровень качества работы им необходимо повышать». Один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, отмечает: «Про работу с персоналом можно рассказывать анекдоты. Так, на то, чтобы научить нового сотрудника говорить в трубку: «Пансионат такой-то, здравствуйте!» – уходит месяц. У сельских жителей совсем иное отношение к этому. Другой вопрос – повара. Хороший повар – это 60 тыс. руб. оклада, что не каждая база может себе позволить. Поэтому на те рестораны, которые существуют при объектах загородного отдыха, к сожалению, много жалоб от клиентов».

Иван Марченко замечает: «Проблема персонала существует всегда, но в настоящий момент она стоит особенно остро. Мы берем сотрудников на местном рынке труда и обучаем их до приемлемого уровня. Чтобы найти подходящего сотрудника с элементарными социальными и культурными навыками, приходится, как старателю, промывать огромные тонны пустой породы».

Решать эту проблему и подтягивать персонал к уровню европейских соседей приходится разными способами. Так, например, в «Гелиос-отеле» нашли свой вариант. «В качестве сезонного персонала используем студентов профильных вузов. Самые достойные остаются работать в отеле», – говорит коммерческий директор «Гелиос-отеля» Мария Заводчикова. В «Илоранте» применяют «вахтовый метод», Нина Михайлова рассказывает: «Так как мы находимся в 20 км от Выборга, а транспорт сюда ходит достаточно редко, сначала мы пытались нанимать местное поселковое население, но этот опыт успехом не увенчался. В итоге руководство построило отдельный домик, где в течение недели живет весь немногочисленный персонал, а в выходные часть сотрудников уезжают домой, в Петербург».

ЭКСПЕРТИЗА

Евгения Шестобитова, экономист базы «Ольшаники»:
– Наши основные клиенты сейчас – это детские лагеря. В низкий сезон мы работаем с фондом социального страхования, и приезжающие от них льготники заполняют базу целиком. Конечно, путевки для них стоят на 50% дешевле обычных, но для нас это лучше, чем стоять пустыми. Мы планируем вкладываться в расширение медицинского блока базы, но объем инвестирования пока еще под вопросом. В чистом остатке прибыль по прошлым годам была небольшая, за счет вспомогательных сервисов: дополнительных медицинских услуг, бассейна, кафе, бара и т. д.

Нина Михайлова, администратор базы «Илоранта»:
– Хотя мы открылись всего два года назад, у нас есть уже постоянные клиенты: в основном наши гости – семейные пары с детьми. Мы даже заранее предупреждаем будущих постояльцев, что у нас приветствуется тихий отдых, и в случае, если у клиентов намечены какие-то бурные вечеринки, даже советуем им обратиться на другие, соседние, турбазы. В этом году мы планируем расширяться – построить еще один коттедж, но разделенный на три квартиры. Потому что есть спрос не только на целые особняки, но и на меньшие площади. Планируемые инвестиции – около 1-1,5 млн руб., примерно во столько обходится стандартный каркасный коттедж на шесть-восемь человек. Скорее всего, у нас это будет последнее расширение, так как база находится на месте бывшего лагеря, территория которого ограничена береговой зоной, и возводить новые объекты просто негде.

Алла Шумилина, коммерческий директор турбазы «Лосевская»:
– Наши цены уже сформированы, к началу сезона они поднимутся на 10%. Это связано с общей тенденцией роста цен в стране. Мы ожидаем, что турбаза будет заполнена на уровне прошлого года, хотя на сегодняшний день существует и отрицательный фактор – усиление конкуренции: вблизи открылись новые базы. Тем не менее по выходным мы по-прежнему ожидаем 100-процентную загрузку. Наши основные клиенты – семьи, детские компании в сопровождении взрослых, корпоративы. В низкий сезон заполняемость, конечно, ниже. Однако ездят постоянные гости, и еще развивается такой тренд, как однодневные корпоративные выезды.
 

11.04.2011 09:15 | Источник Бюллетень Недвижимости

Автор: Екатерина Голубева

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое