Юрий Бакей: Намыв изменит Петербург
В Петербурге 27-28 мая пройдут публичные слушания по изменениям в генплан, увеличивающим границы города почти на 400 га за счет акватории Финского залива. Каким будет новый намыв между Сестрорецком и Лисьим Носом и о его влиянии на развитие города рассказывает главный градостроитель – заместитель директора ГУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрий Бакей.
- Инициатива города по увеличению границ Петербурга была не так давно одобрена федеральными властями, а у нас уже не только готовы соответствующие поправки в генплан, но и объявлены публичные слушания…
- Для Петербурга эта тема не стала неожиданностью. В действующем генплане предусмотрено образование искусственных территорий площадью примерно в 1 тыс. гектар. Причем, в генплане образца 2005 года эти земли были достаточно подробно обозначены. Но земли водного фонда являются федеральной принадлежностью, поэтому поправками в генплан 2008 года эту конкретику пришлось убрать. Но и в действующей редакции закона заявка города на прирост территорий за счет акваторий Финского залива все равно осталось. Теперь некоторая их часть – около 400 га - пошла в развитие.
- На суд общественности предложены изменения только в связи с намывом или будут рассматриваться и другие поправки?
- Нет, поправки касаются только будущих намывных территорий в Финском заливе - условно говоря, вдоль побережья между Лисьим Носом и Сестрорецком. Речь идет о конкретных изменениях в очень специфичный документ: поправки будут вноситься в 15 картографических приложений к генеральному плану. Они легализуют появление новых искусственных площадей под застройку, а также меняют функциональное зонирование прилегающих к ним территорий, что связано с обеспечением зоны намыва объектами инженерной инфраструктуры. При этом нужно учесть, что все поправки относятся к территориям, освоение которых отнесено за 2015 год.
- Что можно будет построить на землях будущего намыва?
- В функциональном плане основная часть намывных территорий определена как многофункциональная жилая территория – зона ЖМР. Ее полное юридическое название: зона многоквартирной жилой застройки с объектами общественно-деловой застройки, включая объекты инженерной инфраструктуры, связанные с обслуживанием этой зоны. Верхняя часть намыва площадью около 30 га, располагающаяся, условно говоря, южнее парка Дубки в Сестрорецке, будет обозначена как зона Р0 – это зона спортивных сооружений и пляжей, и объектов инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
- Более подробной дифференциации новых земель не предусмотрено?
- ЖМР – это некое универсальное название. Мы не можем сегодня расписать детально будущие территории и определить по долям, сколько там будет деловой застройки, сколько жилой.. Сейчас мы просто обозначаем эти земли под определенный вид развития. Принятие поправок в генплан даст основания вести более конкретные действия - разрабатывать проекты планировки, в которых и появится конкретика: где и в каком объеме будут находиться объекты жилой застройки, деловой, объекты инженерной инфраструктуры, транспорта и т.д.
- Как изменится функциональное зонирование уже существующих земель, прилегающих к будущему намыву - прибрежной территории от Лисьего Носа до Сестрорецка? Какие площади попадают под преобразования?
- Намыв таких громадных территорий невозможен без того, чтобы в примыкающих к нему зонах не произошло каких-либо перемен. Они неминуемы. Ориентировочно намыв так или иначе отзовется какими-то изменениями в развитии примерно 800 га существующих территорий. Это не означает, что с ними всеми произойдет что-то радикальное. Просто, чтобы обустроить эту территорию надо создать массу предпосылок, и в первую очередь в сфере обеспеченности инженерной инфраструктурой.
Эта часть Приморского и Курортного районов была всегда немного периферийной и обделенной с точки зрения крупных капитальных вложений в инфраструктуру. Появление такого проекта даст возможность качественно изменить всю систему инженерного комфорта проживания населения, повысить энергетическую мощь всей северо-западной части, а не только земель намыва. В частности, должны быть построена электроподстанция глубокого ввода на 330Кв, должна появиться целая сеть подстанций 110Кв, реконструированы действующая и построена новая часть системы водоснабжения и водоотведения и т.д.
- Право комплексного развития прибрежной территории площадью свыше 140 га между Лисьим Носом и Сестрорецком было в декабре прошлого года продано ООО «Северо-Запад Инвест», с которой связывают и реализацию проекта будущего намыва. Как меняется «функционал» этих земель?
- Основная часть территорий, прилегающих к намыву, будет обозначена, как я уже сказал, зоной ЖМР. Сейчас прибрежные земли отнесены к зоне малоэтажной и деловой застройки. Но это не означает, что многофункциональная зона многоквартирного жилья отрицает малоэтажную застройку – она там допускается.
- Тем не менее, территория между Приморским шоссе и побережьем Финского залива после изменения «функционала» грозит стать зоной конфликтов интересов?
- Да, это зона прямого воздействия проекта. Но повторяю, все преобразования отнесены за 2015 год. И при разработке проектов планировки территорий нужно будет считаться с интересами собственников этих участков. В условия конкурсов на право комплексного развития территорий всегда закладываются требования в согласованном порядке урегулировать все правовые вопросы с собственниками.
- В зону проекта также попадает территория Тарховского лесопарка площадью свыше 300 га, он остается в прежних границах?
- Да, мы считаем, что эта территория не должна меняться, она останется зоной Р-2 – зоной зеленых насаждений общего пользования. Наша задача сделать так, чтобы Тарховский лесопарк в результате всех трансформаций претерпел наименьшие изменения. Рекреационные зоны надо воспринимать как данность и закладывать мероприятия по их максимальному сохранению.
- Судя по всему, вопрос экологической экспертизы станет одним из главных на публичных слушаниях. Вы готовы удовлетворить любопытство граждан?
- Безусловно, это один ключевых вопросов. Но, чтобы охарактеризовать вопросы экологической безопасности будущего намыва нужно иметь предмет обсуждений – а он появится только на стадии разработки проекта инженерной подготовки территории, когда будут ясны способы и технологии образования намыва. Аналогичным образом проходил все экологические экспертизы и согласования проект «Морского фасада». А сейчас мы просто вносим изменения в юридический документ - генеральный план города. На этой стадии какой-то глубинной экспертизы не предполагается.
- Еще один ключевой вопрос будущего развития этого района – транспортное обеспечение?
- Разумеется, на сегодня ситуация по Приморскому транспортному узлу очень тяжелая. И мы закладываем ряд мероприятий, призванных разгрузить транспортные потоки. Часть из них уже реализуется. Так объявлен конкурс на строительство участка от кольцевой автодороги до Белоострова, с его появлением автомобильные потоки получат альтернативу движения. С завершением строительства ЗСД мы получаем второй диаметр – возможность пересечь город с севера на юг в течение 15- 20 минут, прямо из Белоострова попадать в Пулково. И часть потоков, особенно транзитных, движущихся с севера, смогут спокойно обходить будущие намывные территории.
Кроме того, идет реконструкция северной стороны набережной Невы, это будет магистраль непрерывного движения, которая строится еще исходя из решений генплана 1966 года. Будет дальше расширяться Приморское шоссе. От Ушаковской развязки до 3-го Елагина моста уже построена шестиполосная магистраль, а вообще этот проект рассчитан фактически до горловины Лахтинского разлива. Безусловно, речь будет идти и расширении Приморского шоссе на самом тяжелом участке - от Лисьего носа до Сестрорецка, мы закладываем и такую возможность.
- Прибрежные зоны Финского залива вблизи города традиционно развивались как дачные и садоводческие территории. Каковы их перспективы после 2015 года?
- Судьба садоводческих массивов в прибрежной зоне предрешена очень просто – они будут трансформироваться в малоэтажную застройку. Они оказываются в зоне давления мегаполиса, рынка недвижимости и других факторов развития. В перспективе они превратятся в городские предместья, какие мы видим в Европе. Это неминуемо. И нам придется этот «хаос» структурировать. Это очень сложные и непростые процессы, и протяженные по времени. Но мы, градостроители, не торопимся - мы закладываем предпосылки событий, которые будут происходить через 10-20 и более лет.
25.05.2010 18:15 | Источник БН.ру
Автор: Александр Смирнов
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое