«Народная этажерка»
В пятницу, 14 мая, руководитель столичного стройкомплекса и первый заммэра Москвы Владимир Ресин объехал стройплощадки, где возводятся так называемые «народные гаражи». После трехчасового вояжа по городу он заявил, что «программа «народный гараж» в Москве состоялась», а спрос на места в таких гаражах – огромен. «БН.ру» ездил вместе с Ресиным и оценил предложение. К гаражам оно отношение имеет весьма отдаленное, больше похоже на открытые всем ветрам «этажерки» - по 350 тыс. руб. за место.
До конца мая в городе должны быть сданы 32 многоуровневых паркинга на 11402 машиноместа, еще через месяц строители сдадут еще 90 паркингов, уже на 31322 машиноместа. Итого – 44724. Есть программа и на 2010-й год. Как писал в свое время БН.ру, из-за не очень высокого спроса на «народные гаражи» власти города вынуждены были пересмотреть свою политику. И, хотя префектуры предоставили адресный перечень из 423 участков, после жесткого анализа было оставлено всего 202 – прочие участки располагались столь неудобно, что места в них вряд ли были бы куплены вообще, тем более по 350 тысяч.
Предварительный итог этого года – еще 71 тысяча мест. Всего – по итогам первых двух лет – 115 с небольшим тысяч машиномест. По самым скромным данным, на сегодняшний день машиноместами обеспечено чуть более миллиона московских автовладельцев – результат 15-летней гаражной программы, стартовавшей в 1993 году. Осталось обеспечить 2,5 млн. (по данным на 2010 год, а ведь автомобильный парк Москвы растет на 5-10% ежегодно). Т.е., если «заморозить» численность автопарка города, для полного обеспечения укрытиями всех желающих потребуется 50 лет… Даже к 2025 году – официальные данные Генплана Москвы – машиноместами будут обеспечены лишь 70% автомобилистов. Так что с рапортом о состоявшейся программе господин Ресин немного поспешил. Более того, на данный момент с москвичами заключено лишь 3349 договоров долевого участия: своего хозяина нашло лишь каждое тринадцатое машиноместо.
В ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» утверждают, что «машиноместа раскупаются, как горячие пирожки», - слова руководителя департамента продаж Елены Горбуновой, - а столь скромные показатели объясняются тем, что договоры просто не успевают оформлять. Кстати, судя по словам Горбуновой, с документами вообще много проблем: все необходимо приводить в соответствие с 214-м федеральным законом «О долевом строительстве». Согласно закону, застройщик не получит ни копейки до тех пор, пока вся документация не будет соответствующим образом оформлена и машиноместо не передадут в собственность покупателю. До этого момента деньги будут лежать на особом депозите. И это, кстати, тоже тормоз программы: некоторые потенциальные покупатели просто боятся, что станут очередными «обманутыми соинвесторами».
Владимиру Ресину необходимо отдать должное: если бы не этот энергичный хозяйственник, программа, с которой мэр Москвы Юрий Лужков связывал столько надежд, просто тихо-тихо заглохла бы.
Несмотря на то, что – согласно «современной истории Москвы» - программа «Народный гараж» стартовала в 2009 году (постановление правительства Москвы от 28 июля 2009 года №685-ПП «О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве»), попытки предыдущих шести лет начать это строительство оказались безуспешными. Первый раз программу начали реализовывать еще в 2003 году, однако, вопреки ожиданиям, из 400 паркингов за год построили всего один. Куратору программы Константину Королевскому досталось от мэра прямо на заседании правительства Москвы в январе 2008-го. Были предприняты попытки стандартизировать объекты, чтобы удешевить их строительство – и снова никаких ощутимых результатов. И лишь кураторство Ресина одномоментно сдвинуло дело с мертвой точки. Хотя и сегодня у столичных «народных гаражей» есть три глобальных недостатка, которые правительство Москвы и не пытается ликвидировать.
Первый – стоимость. Несмотря на уверения другого первого заместителя мэра – Юрия Росляка (возглавляющего Комплекс экономической политики и развития г. Москвы) - что красная цена таким паркингам – 4-5 тысяч евро (т.е. 180-220 тысяч рублей по курсу прошлого года), стоимость «народного гаража» - 350 тысяч рублей, и снижать ее никто не собирается.
Второе – время строительства. На возведение паркинга на 100-200 машиномест уходит до 7 месяцев, в то время как в Германии (где наши проектировщики набирались опыта) такие стоянки строят за 2-3 месяца.
И третье – качественные характеристики таких гаражей. Из того, что показали журналистам на объезде – а это были как небольшие (на 100 мест) гаражи на Смольной улице и на улице Героев Панфиловцев, так и крупные (на 234 места) паркинги вроде тех, что готовятся к открытию в Северном Бутово – можно сделать весьма неутешительные выводы. То, что предлагают автомобилистам, по большому счету гаражом считать нельзя. Ведь слово garage происходит от французского garer - поместить под прикрытие, убрать, а то, что строится по программе правительства Москвы, укрытием можно считать с очень большой натяжкой.
Все увиденные строения – за исключением механизированной стоянки на Лодочной улице – не имеют защиты ни от осадков, ни от вандализма. Это просто бетонные этажерки с низкими бортиками-ограждениями. Во время дождя их будет заливать, зимой – засыпать снегом, осенью – палой листвой. И это при том, что квадратный метр здесь стоит 35 тысяч рублей (в некоторых городах-спутниках Москвы, где сейчас предлагают жилье москвичам, цена жилого квадрата лишь на 10-15 тысяч дороже).
Кстати, из чего же все-таки слагается стоимость машиноместа, мэрия так и не объяснила. Мол, цемент нынче дорог, и стальные элементы, и земля московская тоже очень дорогая. Но ведь большая часть земли принадлежит городу, который под свою программу мог бы выделять ее вообще бесплатно. А кубометр бетона в Москве в среднем стоит 2,5 тысячи рублей. На 350 тысяч (если не считать стоимости арматуры и труда рабочих) можно купить 150 кубометров бетона – этого хватит, чтобы отлить монолитный куб с гранью в 5,5 метров. Т.е. стоимость всего двух машиномест позволит застройщику приобрести столько бетона, что его хватит на строительство гаража на 100 мест. Плюс фундамент, плюс кирпич. Все-таки что-то не складывается.
А вот по мнению президента компании «ХИРШ-Россия» Феликса Альберта, адекватная стоимость участка в 10 «квадратов» в такой этажерке – 100-120 тысяч рублей. Не более. Поскольку потребительские свойства такого паркинга не позволяют его владельцам использовать другие функции настоящего гаража - хранить автозапчасти и сменные покрышки, делать ремонт и обслуживание автомобилей.
За пользование этим местом придется платить – 700 рублей в месяц. За «обслуживание». И это при том, что стоимость месячной аренды места на обычно открытой стоянке – лишь на 300-500 рублей больше.
Единственный небезынтересный проект – механическая парковка карусельного типа. Их пока всего две, и одна стоит на Лодочной улице, на задворках Тушинского машиностроительного завода (где ее и изготовили), ее построили уже несколько лет назад. Генеральный директор завода Александр Башилов с гордостью демонстрировал свое детище: на участке 6х12 метров могут припарковаться 40 машин! Это действительно находка для города, особенно для центральной ее части. По словам Башилова, завод может за год выпустить таких механических паркингов на 10000 мест. Но запросы мэрии в два раза скромнее. Во-первых, механопаркинги не считаются «народными гаражами», а во-вторых, оформление места в них еще сложнее с бюрократической точки зрения. В-третьих – цена: 380 тысяч рублей на карусельный «круг».
…За наплывом чиновников, охраны и журналистов с фото-видеокамерами с интересом наблюдали несколько мужчин. Как выяснилось из разговора – бывшие рабочие ОАО «ТМЗ». По их словам, такие устройства были разработаны лет 20 назад, еще во времена Союза (предприятие, выпускавшее оборонную технику, нуждалось в «гражданском прикрытии»). И вспомнили о них, когда завод еле сводил концы с концами. В 2011 году построят 100-200 таких механопаркингов (на 5000 мест). А там посмотрят – приживутся ли.
14.05.2010 21:00 | Источник БН.ру
Автор: Николай Севрюгов
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое