Евгений Герасимов: «Архитектура не терпит дилетантизма»
Архитектура – «застывшая музыка»... Ей свойственны абстрактные формы, сложные структурные построения, изысканные композиции. О симфонии и гармонии стилей, о высотном регламенте и современных критериях профессионализма рассказывает генеральный директор одной из самых известных архитектурных мастерских Петербурга Евгений Герасимов.
– Кто он – современный архитектор? Какие требования предъявляет к нему жизнь?
– Это те же требования, что и сто, и двести, и пятьсот лет назад. Их можно свести к известной формуле Витрувия: «Польза, прочность, красота». К ней сложно что-нибудь добавить. Застройщик всегда хочет одного – построить быстрее и дешевле. Но при этом ждет, что здание будет красивым, качественным и принесет хорошую прибыль после продажи – ничего в человеческой психологии не изменилось. Все наши девелоперы стремятся к тому же.
– Как вам удается соответствовать их ожиданиям?
– Меняется рыночная конъюнктура, динамично развиваются технологии, поэтому современный архитектор должен прежде всего постоянно поддерживать свой профессиональный уровень. Если говорить о фирме – систематически обучать сотрудников. Производители строительных материалов, иные заинтересованные организации постоянно проводят занятия, семинары. И тот, кто стремится идти в ногу со временем, имеет сегодня для этого все возможности.
– Как вы оцениваете уровень подготовки нынешних молодых специалистов?
– Говоря откровенно, невысоко. Среди общей массы есть, конечно, люди, подающие надежды, но это исключение, а не правило. Проблемы высшей школы носят системный характер. Главная из них – недофинансирование, низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава. Соответственно, и уровень подготовки не самый высокий: профессионалы в вузы не идут.
Зачастую преподают люди, которые сами мало что построили. Студентов загружают бесполезными дисциплинами, а собственно специальной подготовке уделяется все меньше и меньше времени. Ну зачем архитектору политология или социология?! Может быть, одна-две установочные лекции и необходимы, но не целый же семестр, со сдачей экзамена! В результате выпускники имеют самое отдаленное представление о том, что такое стройка и строительство вообще. Не могут спроектировать даже односемейный домик. Им по силам нарисовать только его план, а что касается проработки деталей, современных материалов – этого они не знают. Ведь учат их зачастую по методичкам 60-х годов прошлого века.
– Каковы сегодня характерные черты петербургской архитектурной школы?
– Наша архитектурная школа действительно отличается от московской. Академия художеств была основана в Петербурге, и до революции Москву застраивали в основном выпускники этого учебного заведения. Столица и наш город – все-таки разные, и традиции у них разные. Что характеризует сегодня петербургскую школу? Европейская строгость и сдержанность. В Петербурге здания выделяются не размерами и высотой, а качеством фасадов и тщательной проработкой деталей...
В Петербурге здания выделяются не размерами и высотой, а качеством фасадов и тщательной проработкой деталей... |
Профессиональная архитектурная среда Северной столицы отражает развитие общества в целом. Наблюдаются те же процессы, что были характерны для среды ученых, преподавателей и инженеров из других областей: разброд и шатания 90-х годов сменились воcтребованноcтью в начале нового тысячелетия и супервостребованностью сегодня. Так же, как и в любой профессиональной среде, у нас есть патриархи и лидеры, есть талантливая молодежь, и есть обыкновенные ремесленники. Количество талантливых людей, как и в любой сфере, невелико. И это нормально.
– Город, как живой организм, развивается и меняется. В историческую часть «вклиниваются» новые здания.
Какие архитектурные решения помогают вписать новые формы в общее архитектурное пространство города, создать гармонию с окружающей средой?
– Ответ прост и ясен: решения должны быть профессиональными. Архитектура вообще не терпит дилетантизма.
Когда сто лет тому назад строились Елисеевский магазин и Дом книги, раздавались те же возгласы: «Не вписывается!» А сегодня без этих зданий немыслим архитектурный облик Невского проспекта. Именно профессионализм, а не слепое копирование – залог успеха. Новые формы профессионально сделанного здания, по-моему, важнее для города, нежели образцы неудачного, неуместного «историзма».
– Как вы относитесь к существующему высотному регламенту? Необходима ли его корректировка?
– Полагаю, что высотный регламент в центре города должен быть весьма и весьма жестким. И вместе с тем более подробным, а не задавать «среднюю температуру по больнице». Центр города не однороден, поэтому и регламент должен учитывать этот фактор; где-то можно и повыше, а где-то и пониже. Следует более подробно, буквально для каждого квартала, разрабатывать свои высотные параметры.
Конечно, для города это сложно. Значит, деньги на такие разработки должны выделять инвесторы. Нужно отметить, что подобные работы кое-где уже ведутся; временные регламенты застройки появляются для отдельных участков, но их качество оставляет желать лучшего.
– И как в этой связи можно прокомментировать планы по строительству «Газпром-Сити»?
– Я придерживаюсь позиции Союза архитекторов Санкт-Петербурга, единогласно высказавшегося против строительства. Очень жаль, что многие деятели искусства с экранов телевизоров активно пропагандируют эту идею.
– Расскажите о ваших последних проектах, таких как здание ОАО «Внешторгбанк», «Невская ратуша», «Морской фасад». Как проходило сотрудничество с иностранными партнерами, взаимодействие с властными структурами?
– О каких-либо результатах по проектам зданий «Внешторгбанка» и «Невской ратуши» говорить пока преждевременно. Мы с нашими немецкими партнерами выиграли конкурс. Одержана первая победа – значит, сотрудничество было плодотворным. Что же касается «Морского фасада», там проектируется комплекс жилья для среднего класса.
Досье «ДН»: Евгений Герасимов Родился в 1960 году в городе Бийск Алтайского края. В 1983 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. С 1983 по 1990 годы работал в ЛенНИИПроекте в должности начальника группы архитекторов. Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» (партнеры – Виктор Хиврич, Зоя Петрова) основана в Петербурге в 1991 году. Основным направлением деятельности является проектирование элитного жилья и общественных зданий. Проекты архитектурной мастерской были не раз отмечены золотыми и серебряными дипломами Всероссийского архитектурного фестиваля «Зодчество». Источник: данные компании |
Думаю, большой интерес для городского архитектурного сообщества будут иметь результаты нашей работы по гостинице на площади Островского. Там после четырнадцати лет кропотливого труда начинают снимать леса. Будет что обсудить в будущем, в рамках дискуссии об историзме и соответствии стилям.
А что касается взаимодействия с властными структурами… Не секрет: процесс согласования настолько сложен, настолько непредсказуем, растянут во времени, настолько субъективен, что девелоперы, застройщики стонут от бесконечного количества регламентов и бюрократических процедур! Строительство идет не благодаря участию властных структур, а вопреки ему. Чиновники выпускают немыслимое количество противоречащих инструкций. И делается это на всех уровнях. Думаю, такое положение характерно только для нашей страны, ну, может быть, еще для Китая.
14.05.2008 15:30 | Источник Деловая Недвижимость
Автор: Сергей Васильев
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое