Новые намывы Генплану не нужны
Для корректировки действующего Генерального плана уже подано около 1,6 тысячи поправок. Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев рассказал БН о планах по строительству новых мостов, деловых комплексов над станциями метрополитена и о том, почему Петербургу не нужны новые намывы.
– О необходимости корректировки Генплана разговоры идут уже около двух лет. Когда городские власти планируют завершить работу над поправками в этот документ?
– Задержка с подготовкой поправок была объективна. Нам потребовалось много времени на создание комиссии по подготовке изменений. Сейчас в ее работе принимают участие тридцать девять человек. Это достаточно большая группа людей, скоординировать усилия которых сложно. Скорее всего, работу по изучению поправок завершить до конца этого года не удастся, ведь заявки продолжают поступать и сейчас их уже около 1,6 тысячи. По нашим расчетам, работа комиссии завершится не ранее середины следующего года. Затем должны пройти общественные слушания и утверждение поправок Законодательным Собранием. Таким образом, обновленный Генеральный план может вступить в силу после 2014 года.
Хочу подчеркнуть, что на период внесения поправок Петербург не остается без основного градостроительного документа. Действующий продолжает выступать в качестве рабочего инструмента при принятии решений застройщиками и инвесторами, поэтому никакой катастрофы в том, что процесс внесения изменения чуть затянулся, нет.
– Но действующий Генеральный план рассчитан до 2015 года. Получается, что поправки принимаются на один год. Не проще ли тогда сосредоточить усилия на разработке нового документа?
– Для нового генерального плана необходима концепция социально-экономического развития Петербурга. Она является базой для подготовки главного градостроительного документа, поскольку прописывает цели и задачи развития города. Пока эта концепция властями не утверждена. Полагаю, что ее детальной проработкой необходимо заняться в ближайшее время. Ситуация, при которой город войдет в 2015 год без нового Генплана, маловероятна. Каждый год городские власти проводят анализ исполнения документа, делают аналитические выводы на будущее, готовят предложения по его развитию. Это значит, что работа над новым Генеральным планом уже идет.
– Есть ли планы по увеличению площади Петербурга в рамках уточнения его границ с Ленинградской областью или за счет водных территорий – будущих намывов?
– В городе уже есть два проекта, связанные с намывными территориями. Это «Морской фасад» и запланированный к реализации «Новый берег». Думаю, что стоит сосредоточиться на них, а не начинать новые проекты. Их лучше оставить на будущее. Расширение территории Петербурга тоже пока не планируется – это достаточно тяжелый процесс.
– Власти Ленобласти заявили, что больше не будут передавать городу приграничные земли. При этом в приграничных районах есть жилищные проекты, которые реализовываются одновременно и на территории города, и на областных землях. Как в дальнейшем будет решаться вопрос с жителями таких районов?
– На мой взгляд, вопрос обеспечения социальной инфраструктурой приграничных территорий двух соседствующих субъектов необходимо решать на федеральном уровне, вносить совместными с Ленинградской областью усилиями изменения в Градостроительный кодекс РФ. Пока что работа двух регионов не налажена. Дело в том, что в городе на приграничных территориях плотность, высотность застройки, функциональное назначение земель четко урегулированы Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом. То есть в Петербурге решение о реализации строительного проекта принимается централизованно и рассматривается городским правительством. В Ленобласти же из-за двухуровневой системы организации местного самоуправления «добро» на застройку дается не региональным правительством, а местными муниципалитетами, в частности, на уровне архитектора муниципального образования.
При этом «пятна» в Ленобласти пользуются спросом у застройщиков, так как имеют необходимую дорожную инфраструктуру, построенную за счет города. Возводимое девелоперами жилье, в свою очередь, тоже востребовано и еще долго будет пользоваться спросом у граждан, которые иногда сами готовы обманываться с перспективами получения городской прописки. А если есть спрос, будет и предложение.
Поэтому Петербургу и Ленинградской области уже давно надо совместно решать вопросы, связанные с приграничными землями.
– Учитывают ли корректировки в Генеральный план строительство переправ через Неву – например Ново-Адмиралтейского и Феодосийского мостов?
– С проектом строительства Ново-Адмиралтейского моста у нас до сих пор нет ясности. Поэтому его судьба будет зависеть от мнения членов комиссии. В Генплане он определен на месте 22-й и 23-й линий Васильевского острова, но выяснилось, что его строить там сложно и дорого. Затем был подготовлен проект планировки территории, по которому его предложили переместить в створ 16-й и 17-й линий, но это решение было отменено судом. В действующем Генеральном плане предусмотрено строительство моста в створе Фаянсовой – Зольной улиц и Серного моста.
Ну а вопрос с Феодосийским мостом будет решаться после 2015 года. На мой взгляд, это свежая идея, которая будет еще долго обсуждаться с точки зрения целесообразности и возможностей реализации проекта. Строительство в охранной зоне Петербурга неразводного высокого моста, на мой взгляд, это вопрос уровня ЮНЕСКО.
– В последние годы в Петербурге наметилась тенденция по строительству над станциями метро многофункциональных комплексов. Подавал ли ГУП «Метрополитен» заявки в Генплан на корректировку функциональных зон под такие объекты?
– Да, в Василеостровском районе, например, над станцией «Василеостровская» планируется построить коммерческий центр. При такой схеме инвестор за свой счет строит надземную часть, но при этом получает в свое пользование вновь возводимые помещения. Кроме того, надземный комплекс «Пик-2» должен появиться над выходом со станции «Спасская».
Для станции метро «Театральная» один из выходов организуют на улице Декабристов, там где сейчас расположен Дом быта. При этом само здание Дома быта снесут, а на его месте появится МФК.
В основном предложения метрополитена больше нацелены на резервирование земель под новые станции. Это достаточно обширные территории: помимо размещения непосредственно самих объектов метрополитена необходимо предусмотреть «пятна» под стройплощадку.
– Действующий Генеральный план ориентирован на постепенное перебазирование промышленных предприятий из центральной части города. Однако, судя по последним заявлениям чиновников, от таких планов власти решили отказаться. С чем это связано?
– Пересмотр планов по развитию центральной части Петербурга происходит уже давно. Он связан с программой по сохранению и реконструкции исторического центра. Ее концепция, показывает, что центральная часть города должна оставаться одновременно и местом проживания горожан и местом работы. В последние десятилетия в Петербурге сложилась тяжелая транспортная ситуация, и массовое перебазирование предприятий на окраине привело бы лишь к тому, что магистрали и другие дороги оказались бы еще больше загруженными из-за выезда на работу. Единственная возможность избежать этого – это приблизить место проживания к месту работу и организовать перемещение населения за счет общественного транспорта.
Теперь планируется, что после внесения в 2013 году поправок в действующий Генплан на окраины будут переводиться лишь вредные производства. Остальные подобные вопросы будут рассматриваться в 2015 году.
– Весной прошлого года городские власти предложили установить нижнюю планку по метражу для малогабаритных квартир в 25 кв. м. Планируется ли учесть эту инициативу в региональных нормах градостроительного проектирования (РНГП) или в каких-то других нормативных документах?
– Насколько мне известно, такие ограничения в РГНП вносить не планируется. Проект нормативов обсуждаются в профессиональном сообществе уже больше двух лет. С тех пор многие предложения для их подготовки, да и само понимание того, что должно содержаться в РГНП, существенно изменились. Поэтому не думаю, что запрет на малогабаритные квартиры – это дело ближайшего будущего.
– С 2013 года подготовкой новых проектов планировки территорий будет заниматься только государственное казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана» (НИПЦ «Генплан»). Не возникнет ли в Петербурге проблем с запуском новых строительных проектов и вводом жилья?
– По опыту предыдущих лет можно, к сожалению, констатировать, что НИПЦ «Генплан» занимался подготовкой планировочной документации, которая была необходима городу. Раньше в план работы центра включалось, прежде всего, разработка проектов планировки территорий под строительство социального жилья, комплексное развитие. И через НИПЦ «Генплан» не проходили многие коммерческие проекты. С их добавлением к общему объему работы ситуация явно ухудшится.
Единственный выход – это серьезное расширение организации либо закупки работ и услуг по 94-ФЗ. При этом НИПЦ «Генплан» будет ответственным за качество подготовки проектов, а фактически работы будут проводиться привлеченными организациями. Ведь на сегодняшний день проекты планировки и межевания подготовлены лишь для 30% территории Петербурга. Так что работы впереди еще много.
21.11.2012 09:00 | Источник БН.ру
Автор: Светлана Коваленко
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
В СЗФО за счет механизма ИБК построили около 5 млн кв. м жилья
Склады формата Light Industrial планируют строить совместно с жильем