«Скверная» реформа
Новый закон о зеленых насаждениях Петербурга призван кардинально улучшить их защиту. Правда, для этого депутатам пришлось согласиться на масштабную «зачистку» существующих зеленых зон общего пользования, уменьшив их площадь примерно на треть.
Два закона на «зеленую» тему стали «скандальными» хитами минувшего парламентского сезона. Первый, «О зеленых насаждениях Санкт-Петербурга», полностью реформирует систему их защиты. Второй – о внесении изменений в Закон «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП) – определяет, какие сады и скверы остаются под самыми жесткими режимами охраны. Рассмотрение документов шло в параллельном режиме и стало плодом компромиссов между Смольным и парламентским большинством.
Поделили зелень
Декларативный принцип Закона «О зеленых насаждениях Санкт-Петербурга» – взять под защиту не просто «деревья и кустарники», а «озелененные территории», причем вне зависимости от их вида. Зеленый фонд Петербурга впервые классифицировали по шести категориям. Главные из них: территории зеленых насаждений общего пользования (городские сады, парки, скверы), территории внутриквартального озеленения (используемые в рекреационных целях преимущественно жителями квартала) и ограниченного пользования (парки, находящиеся в управлении госпредприятий и доступ в которые для граждан может быть ограничен).
Также в самостоятельные категории выделены территории специального назначения (объекты озеленения улично-дорожной сети, санитарно-защитные зоны, кладбища и пр.), городские леса и лесопарки, а также особо охраняемые природные территории. Почти для каждого вида «зелени» устанавливаются критерии формирования перечней, свои режимы защиты разной степени строгости, наиболее жесткие – в отношении первых трех категорий.
К уже существующим механизмам защиты зеленых насаждений (восстановительная стоимость, компенсационное озеленение, административная ответственность за порубку и пр.) добавляются новые: экологический мониторинг состояния зеленых насаждений (как основа для дальнейших практических действий), их учет и инвентаризация. Все эти мероприятия должны финансироваться из бюджета. Из других новаций – возможность резервировать территории в целях перспективного размещения на них объектов зеленых насаждений.
В новом законе даже провозглашается защита травяного покрова – на территориях общего и ограниченного пользования запрещается применение соли и солесодержащих смесей как антигололедных реагентов.
В качестве важнейшего механизма охраны впервые вводится минимальный норматив по обеспеченности районов зелеными насаждениями (суммируется площадь озелененных территорий общего, внутриквартального и ограниченного пользования). В центральных районах этот показатель должен составлять не менее 6 кв. м на человека, в спальных районах – 12 кв. м, в пригородах – 18 кв. м. Если данный показатель в пределах конкретного муниципального образования будет ниже нормативного, сквер в пределах муниципалитета запрещено сокращать или исключать из перечня ЗНОП. Правда, ряд других заградительных от натиска девелоперов нормативов – показатели озеленения районов, доступность насаждений для граждан – в ходе второго чтения по настоянию администрации пришлось «убрать». Как трудные к исполнению.
В полузащите
Данный закон на стадии проекта несколько месяцев согласовывала совместная рабочая группа из депутатов Комиссии ЗС по горхозяйству и чиновников всех заинтересованных комитетов Смольного. Главная депутатская идея – максимально защитить участки зеленого фонда от приватизации и застройки. Правда, идея дифференциации насаждений по категориям сделала эту задачу трудно реализуемой. По Земельному кодексу РФ не подлежат приватизации лишь территории общего пользования. По Градкодексу – на такие категории земель не распространяется действие градостроительных регламентов.
А все, что не является ЗНОП, теоретически можно передать в частные руки или выделять под застройку. Депутаты в связи с такой угрозой попытались ввести дополнительные заградительные барьеры для «освоения» различных категорий «зелени». Например, на территориях с уличным озеленением закон запрещает предоставлять пятна под автостоянки и объекты капитального строительства. Правда, можно вырезать участки под строительство и реконструкцию автодорог, элементов их обустройства, объектов дорожного сервиса и пр.
Такой же половинчатый характер носит и защита внутриквартальных территорий – их судьба вызывает особые опасения депутатов. Отдельной строкой в закон удалось ввести запрет на возведение капитальных сооружений в скверах. Но оградительная норма опять получилась половинчатой – по настоянию администрации там будет разрешено строить социальные объекты: школы, детсады и пр.
Депутат Алексей Ковалев уверен, что подобным образом «внутрикварталку» подставили под удар. «В Петербурге это обычная практика, когда пустые участки, зарезервированные под социальные объекты, передают под застройку строительным компаниям, а школы и поликлиники строят на месте зеленых насаждений», – говорит он.
По словам члена рабочей группы, депутата Сергея Малкова, это были вынужденные компромиссы. Из-за заявленного Смольным аврального режима рассмотрения – чиновники настаивали на принятии закона о корректировке ЗНОП до конца весенней сессии – придумать иные способы защиты не удалось. Депутаты в свою очередь стремились утвердить охранный закон до рассмотрения проекта масштабной «зачистки» ЗНОП.
Оперативная хирургия
Проект Смольного по глобальной корректировке перечня ЗНОП основан на итогах ревизии зеленых зон, которую Комитет по земельным ресурсам и землеустройству проводил в 2009 году. По оценке председателя комитета Валерия Калугина, примерно 40% адресов (3557 га из 8179,2 га) в существующем реестре ЗНОП – некорректны. Предложенный вариант: сократить реестр на одну тысячу адресов, отставив в нем лишь около 1,4 тысячи позиций.
В частности, из списка ЗНОП предполагается вынести все «новоиспеченные» категории насаждений: внутриквартальные скверы (783 га), объекты улично-дорожной сети (446 га) и 758 га городских лесов. Еще 217 га попали в закон по ошибке, 610 га территорий имеют частных собственников, а на 710 га собственность может быть зарегистрирована в скором времени. Есть и прибавка – КЗРЗ в ходе инвентаризации выявил 784 га ранее не учтенных территорий и включил их в реестр. Общий баланс после предложенной корректировки: площадь городских ЗНОП уменьшится примерно на треть и составит 5406,2 га.
Спешность рассмотрения проекта (между администрацией и депутатами была принципиальная договоренность о том, что проводить корректировку нужно лишь после принятия закона об охране зеленых насаждений) представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский обосновал необходимостью срочного освоения федеральных денег. В частности, Правительство РФ обещало дать денег на строительство нового зоопарка, и под проект нужно отвести часть территорий Юнтоловского заказника. Еще 3,5 млрд руб. Фонд ЖКХ выделил городу на проведение капремонта многоквартирных домов. Но оформить землю под 400 домами из 1200, включенных в программу капремонта, не удается – часть придомовых территорий попали в закон о ЗНОП, и их нужно оттуда «вырезать».
Из других частных и бюджетных инвестпроектов, реализации которых мешает закон, – Западный скоростной диаметр, проект «Невская Ратуша», «Набережная Европы», строительство наземного вестибюля метрополитена «Площадь Калинина», строительство противотуберкулезного диспансера в Полюстрово, школы искусств в Рыбацком и др. Во многих случаях сады и скверы предлагалось не исключать, а существенно обрезать в границах.
Про упырей и бесов
Рассмотрение скандального проекта отметилось накалом страстей. Документ под номером «6606» был даже назван «бесовским». Самым эмоциональным было выступление депутата Алексея Ковалева: «За каждым «вырезанным» метром зеленых территорий стоят большие деньги, и на их запах слетелись упыри, которые и подготовили этот законопроект», – провозгласил он.
Главная претензия депутатов – слишком мало времени на изучение картографии. И наперебой стали делиться «открытиями». По словам Владимира Гольмана, после всех сокращений в Центральном районе на каждого жителя будет приходиться по 1,8 кв. м зеленых насаждений – в шесть раз меньше нормативов, заявленных Генпланом. Депутат Павел Солтан заявил, что в Калининском районе куда-то исчезают 83 га скверов. Константин Сухенко не пришел в восторг от перспектив дальнейших сокращений в Удельном парке – его площадь уменьшится за счет отчуждения в пользу ОЖД земли вдоль железной дороги (по 50 метров с каждой стороны) и передачи земли нынешним арендаторам парка (среди них база футбольного клуба «Зенит»).
Итог был предсказуем: проанализировав «скверные» сокращения на территории своих округов, парламентарии ко второму чтению документа подали свыше тысячи поправок. В основном возвращающие «внутрикварталку» обратно, под защиту закона о ЗНОП.
К тому времени Комиссия ЗС по горхозяйству наконец придумала, как обезопасить 783 га внутриквартальных территорий, которые должны перейти под охрану муниципалам. Дабы ничего не пропало в процессе передачи, грозящей затянуться на неопределенный период, весь список в 800 адресов «прикрепили» к Закону «О зеленых насаждениях». Своего рода пометка для застройщика – сюда не соваться. Смольному пришлось пойти на такой компромисс: без дополнительных гарантий защиты проект корректировки ЗНОП грозил бы захлебнуться в поправках.
Взяли «десятину»
В итоге рекомендованными к принятию во втором чтении из тысячи оказались лишь около 50 поправок, их и утвердили тремя пакетами. Все остальные депутатские инициативы отклонили единым пакетом без обсуждения. Что вызвало новый скандал – фракция «Справедливая Россия» в знак протеста в полном составе покинула зал заседаний.
Из выводимых из-под защиты закона 2,4 тысячи гектаров отбить удалось только «десятину»– около 230 га, это свыше 50 адресов. Так депутаты пополнили ЗНОП десятком новых объектов – это сквер на Политехнической улице, бульвар на Народной улице, сквер на улице Новоселов, 5–9, и др. Кроме того, «отбили» сокращение границ еще почти по четырем десяткам адресов – это бульвар на набережной Крюкова канала, на Пулковском шоссе, сквер на улице Шамшева, Яблоневый сад, парк Интернационалистов во Фрунзенском районе, сквер на пересечении Чкаловского проспекта и Большой Зелениной и ряд других территорий. По словам главы Комиссии ЗС по горхозяйству Сергея Никешина, в основном это адреса, уже отметившиеся громкими конфликтами между застройщиками и горожанами.
Сильнее всех повезло «шумному» скверу на улице Ивана Фомина: ему прирезали уже выделенный властями под строительство Дворца танцев земельный участок. А вот возвращать Лопухинский сад в исторические границы, хоть это и планировалось ранее, депутаты не стали. Из территории сада вырежут участок площадью свыше 4,5 тыс. кв. м, ныне оформленный в собственность компании RBI и где планируется возведение отеля. Правда, сокращение обещали компенсировать прирезкой к территории сада соседнего участка, находящегося в госсобственности.
Третье чтение закона вновь отметилось скандалом. Согласно одной из поправок, площадь ЗНОП может быть сокращена на 10% при уточнении границ, в результате инвентаризации или при проведении геодезических работ. Органы исполнительной власти смогут проводить такую корректировку без внесения изменений в закон о ЗНОП. По словам Сергея Никешина, данная норма необходима при разработке градостроительной документации. «У нас сорок кварталов попали в программу развития застроенных территорий, и разрабатывать на них проекты планировки при наличии жесткой фиксации границ скверов будет невозможно», – объяснил он.
Против выступил лишь глава фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Он посчитал, что такая норма еще шире откроет двери для уплотнительной застройки. По его словам, весь закон принимается беспрецедентным для парламента способом – без обсуждения. На его призывы провалить документ откликнулись только коммунисты, но не парламентское большинство.
На благо или в суд
Спикер Вадим Тюльпанов обозначил закон о ЗНОП как один из самых тяжелых, которые принял ЗакС в этом году. В то же время он называет его благом для горожан – муниципалы сумеют охранять внутриквартальные скверы более эффективно. Высоко он оценивает и закон о зеленых насаждениях – тот должен поставить крест на уплотнительной застройке. «В законе нет многозначных понятий, сформулированы четкие критерии, что является зеленым насаждением, а что – нет. Это должно исключить путаницу и столкновение интересов горожан, застройщиков и собственников земельных участков», – уверен он.
По словам председателя Бюджетно-финансового комитета ЗС Владимира Барканова, есть джентльменское соглашение с губернатором о том, что новые полномочия муниципалов будут подкреплены финансированием, в том числе на проведение инвентаризации и кадастрового учета зеленых насаждений. А глава КЗРЗ Валерий Калугин обещает, что ни один из дворовых скверов не пропадет, а число их со временем увеличится – инвентаризация показала, что прежняя версия закона учитывала лишь 30% всех внутриквартальных территорий.
Эксперты говорят, что теперь судьба внутриквартальных скверов будет с одной стороны зависеть от расторопности и воли муниципалов – как быстро они среагируют на получение новых полномочий и возьмут зеленые зоны на баланс. С другой стороны, сторожевые функции должен нести Земельный комитет – в КЗРЗ есть вся картография на эти скверы, и на попытки инвестора сформировать участок с захватом зеленой территории должны накладывать вето.
В отношении других категорий «зелени» эксперты не столь оптимистичны. Так, по мнению директора Центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, есть опасения, что территории уличного озеленения будут «выкашиваться» под автостоянки. Перечень их отсутствует, а границы не определены. Также непонятен статус вычеркнутых из закона лесопарков – Новоорловского, Юнтоловского и прочих. Есть угроза дальнейшего «отгрызания» у них кусков – под индивидуальное жилищное строительство, инфраструктурные проекты. Александр Карпов также отмечает, что территории скверов при больницах, школах и других госучреждениях вычеркнули из закона о ЗНОП, и они не попали ни в одну из категорий зеленых территорий.
Депутат Сергей Малков говорит, что противоречия между двумя «зелеными» законами неизбежны – и все из-за гонки, которую устроил депутатам Смольный. «Только в день рассмотрения перед заседанием выяснилось, что из-за какого-то СНиПа в территории зеленых насаждений общего пользования нельзя включать скверы площадью менее 0,5 га. В итоге только у меня в округе «повисли» 74 неучтенных сквера», – говорит он.
Держим в уме
К зеленой теме парламентарии обещают вернуться только осенью – заняться разработкой отдельных законопроектов, регламентирующих охрану городских лесов и парков. Кроме того, Комиссия по горхозяйству обещает проанализировать все проигнорированные депутатские поправки (всего более тысячи). По результатам этой работы должны появиться рекомендации для новых поправок в закон о ЗНОП – уже не сокращающих, а увеличивающих число и площадь городских парков и садов.
Возможно, корректировкой придется заняться и раньше. Недавно Экологический правозащитный центр «Беллона» обратился в прокуратуру Санкт- Петербурга с просьбой вмешаться в ситуацию и внести изменения в законы, дабы не допустить нарушения прав горожан «на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду жизнедеятельности».
В частности, экологи указывают на противоречия принятых законов Генплану, на правовую незащищенность территорий городских лесов и лесопарков, незаконную приватизацию земельных «кусков» в Удельном, Ладожском и Александровском парках, а также в Лопухинском саду. К экологам обещают присоединиться и депутаты – фракция «Справедливая Россия» намерена оспорить «антинародный» документ в судебном порядке.
15.07.2010 14:20 | Источник Бюллетень Недвижимости
Автор: Александр Смирнов
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое